Мормоны помогли изучить физиологию религиозных переживаний

«Визит мормона к сельскому плотнику», Кристен Далсгард, 1856

Danish National Gallery / Public Domain

Американские ученые, обследовавшие мормонов, обнаружили области мозга, которые активируются при религиозных переживаниях. Результаты работы опубликованы в журнале Social Neuroscience.

Религиозные и духовные переживания в различных культурах и традициях имеют схожие признаки. К ним можно отнести эйфорию, озарения, неописуемость и чувство единения. В этом они близки к чувствам любви, удовлетворения от сделанного и психоделическому опыту, что позволяет предположить общность их нейрофизиологических механизмов. Однако среди всех перечисленных переживаний только религия способна основывать обширные общественные системы с далеко идущими последствиями — в настоящее время около 5,8 миллиардов жителей Земли принадлежат к какой-либо конфессии, что часто становится причиной как кооперации, так и конфликтов. Несмотря на такое значение религии, исследований ее нейробиологических основ практически не проводилось.

Этим вопросом заинтересовались ученые из Университета Юты и Гарвардского университета. Они пригласили для участия в исследовании 19 набожных мормонов — приверженцев движения святых последних дней. Средний возраст 12 мужчин и 7 женщин составил 27,4 года; все они посещали богослужения не реже раза в неделю, часто молились самостоятельно и систематически испытывали религиозные переживания в повседневной жизни.

В ходе эксперимента участникам предлагали просматривать видеозаписи с мормонской конференции, читать священные книги и цитаты религиозных авторитетов, слушать духовную музыку и молиться. В это время у добровольцев регистрировали активность различных отделов мозга с помощью фМРТ, а также пульс и частоту дыхания, при этом на пике духовных ощущений они должны были нажимать на кнопку регистратора. После каждого стимула участников просили оценить степень их религиозного воодушевления. Данные сканирования сравнивали с томограммами тех же добровольцев в состоянии эмоционального покоя.

Данные опроса, регистрация пиковых ощущений и физиологических показателей подтвердили наличие религиозных переживаний во время проведения опыта (участники рассказывали, что ощущали умиротворенность и физическое тепло, многие плакали после экспериментов). Данные фМРТ показали, что подобные переживания четко связаны с активацией прилежащего ядра, вентромедиальной префронтальной коры, передней поясной коры и фронтального глазодвигательного поля. Эти структуры отвечают соответственно за чувство удовольствия и удовлетворения, эмоциональность, определение значимости чего-либо и внимание. При этом активация системы награды мозга, отвечающей за удовольствие и удовлетворение, наблюдалась за 1–3 секунды до пика духовных ощущений.


Подобная связь абстрактных идей, системы награды мозга, ценностных суждений и внимания может свидетельствовать о том, что догматические концепции сами по себе (без посредничества дополнительных психологических и физиологических механизмов) могут вызывать удовлетворение и мотивацию у религиозных людей, пишут ученые.

Необходимо отметить, что описываемое исследование было проведено на небольшой выборке и включало приверженцев лишь одного религиозного движения. Подтвердить или опровергнуть универсальность ее результатов должны более масштабные работы с участие представителей разных мировых конфессий. Тем не менее, полученные данные дают хотя бы базовое представление об общих у разных людей физиологических механизмах религиозных переживаний.

Ранее ученые выяснили, что вопреки ожиданиям дети из набожных семей проявляют больше жадности и жестокости и меньше альтруизма, чем их сверстники, воспитанные вне религиозных традиций.

Олег Лищук

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.