«Окну» в Таджикистане улучшили «зрение»

Российский оптико-электронный комплекс системы контроля космического пространства «Окно» в Таджикистане прошел модернизацию. Об этом, как сообщает РИА Новости, заявил заместитель командующего космическими войсками ВКС России полковник Андрей Ивашин. По его словам, дальность обнаружения космических объектов комплексом увеличилась до 50 тысяч километров. Модернизация «Окна» проводилась с 2014 года.

В чем именно заключалась модернизация комплекса, Ивашин не уточнил. Вероятно, телескопах «Окна» установили новые матрицы с большими светочувствительностью и разрешением. Не исключено, что доработке подверглось и программное обеспечение системы управления телескопами комплекса.

Оптико-электронный комплекс «Окно» строился в горах Санглох на Памире с 1974 года, однако по разным причинам его возведение завершилось только во второй половине 1990-х годов. Комплекс создавался для слежения за различными космическими объектами, в том числе спутниками, а также для контроля за собственными космическими аппаратами.

Комплекс включает в себя десять оптико-электронных телескопов, диаметр главного зеркала которых составляет 1,1 метра. «Окно» работает по принципу «солнечного зайчика» — космические объекты обнаруживаются по отраженному от них солнечному свету. Комплекс функционирует только в ночное время. Его построили на Памире, поскольку в этом районе наиболее часто бывает ясно в ночное время — 1500 часов в год.

Обзор «Окна» по азимуту составляет 360 градусов, а по углу места от 20 до 90 градусов. Изначально комплекс мог в своем поле обзора обнаруживать космические объекты на высоте от 120 до 40 тысяч километров. Обнаружение космических объектов «Окном» — автоматическое. Если система «видит» объект, не зарегистрированный в базе, оператор получает соответствующее уведомление.

В начале июня текущего года в состав системы контроля космического пространства России вошел центр слежения за космическими объектами в Усолье-Сибирском в Иркутской области. В состав центра вошла радиолокационная станция «Воронеж-М», способная обнаруживать аэродинамические и баллистические объекты на дальности до шести тысяч километров и на высоте до четырех тысяч километров.

Система контроля космического пространства работает с 1970 года. Сегодня она ведет Главный каталог космических объектов, в котором содержится более пяти тысяч записей. Ежедневно станции системы производят около 50 тысяч наблюдений. В ее состав входят оптико-электронные станции на Северном Кавказе, в Таджикистане, Подмосковье и на Дальнем Востоке.

Российская система также получает данные от радиолокационных станций «Днепр», «Дарьял», «Волга», «Дунай», «Дон-2Н», «Азов» и «Воронеж». Кроме того, сведения в систему поступают и от станций наблюдения Комитета по космическим исследованиям, ООН и NASA.

Все оружейные подъемники авианосца «Джеральд Форд» наконец заработали