Упражнения на извлечение воспоминаний защитили память от стресса

Американские ученые обнаружили, что упражнения на извлечение воспоминаний предохраняют память от негативного действия стресса. Результаты работы опубликованы в журнале Science.

Как показали предыдущие исследования, стрессовые ситуации ухудшают память и обучение. В экспериментах, направленных на снижение этого воздействия уделялось мало внимания тому, как испытуемые подходят к процессу запоминания информации, которую предстоит извлечь после искусственно вызванного стресса, а это имеет большое значение для качества формируемых воспоминаний.

Сотрудники Университета Тафтса в своем эксперименте использовали два подхода: обучение, направленное на «запись» информации в память (зазубривание), и упражнения на извлечение этой информации. Для этого они пригласили 120 студентов-добровольцев, разбив их на две группы: первая тренировалась запоминать информацию, вторая — извлекать ее. Всем им предложили запомнить 30 конкретных существительных и 30 изображений того, что эти существительные означают. Половина участников из каждой группы сначала запоминала слова, потом изображения, а остальные — наоборот.

После работы с первыми 30 предметами (словами или изображениями) членам первой группы продемонстрировали их снова, чтобы улучшить запоминание. Второй группе вместо этого предложили вспомнить как можно больше увиденных предметов в произвольном порядке. Задание повторили с 30 предметами другого типа (тот, кто запоминал слова, работал с изображениями, и наоборот). Затем первая группа снова просмотрела все 60 предметов, а вторая — попыталась вспомнить максимальное их количество. После небольшого отвлекающего задания процедуру с 60 предметами повторили.

Спустя сутки половину участников из каждой группы поместили в стрессовую ситуацию: предложили произносить речи экспромтом и решать математические задачи перед лицом двух экзаменаторов и трех сокурсников. Тесты на психологическое возбуждение подтвердили наличие стресса. Остальные добровольцы в течение того же времени выполняли нейтральные задания.

Сразу после этого всем участникам предложили вспомнить максимальное количество слов или изображений, которые они запоминали в предыдущий день. Это задание повторили через 25 минут, когда уровень «гормона стресса» кортизола в крови и его действие на гиппокамп (структуру мозга, отвечающую за консолидацию памяти и извлечение воспоминаний) максимальны.

В обоих тестах результаты первой группы оказались хуже, чем второй. Кроме того, в отсроченном тесте стресс ухудшил извлечение воспоминаний у членов первой группы, но не подействовал на вторую, как видно на графике.

Таким образом, упражнения на извлечение воспоминаний предохранили память от отсроченных эффектов стресса. Как пишут авторы работы, это подтверждает теории, согласно которым такой тип обучения формирует сразу несколько путей извлечения одной и той же информации, которые используются в зависимости от контекста. В описываемом эксперименте эти «запасные» пути позволили «обойти» действие кортизола.

Ранее исследователи показали, что улучшить запоминание можно с помощью физических упражнений, выполненных через четыре часа после обучения. Также ученым удалось выяснить механизмы улучшения памяти во время сна и подтвердить, что при ожирении ухудшается эпизодическая память.

Олег Лищук