Шагающий микроробот поможет космонавтам в открытом космосе

Компания «Российские космические системы» создала прототип миниатюрной шагающей роботизированной платформы для работы в условиях открытого космоса. О новой разработке сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию N+1.

Космонавты на обитаемых орбитальных станциях должны регулярно обследовать обшивку на предмет повреждений, также им приходится время от времени совершать выход в открытый космос для монтажа дополнительного оборудования и других работ. Часть этих работ можно было бы автоматизировать с помощью роботов, однако открытый космос это достаточно агрессивная среда и электроника, работающая на Земле, может быстро выйти из строя на орбите.

РКС разработала специализированную шагающую платформу для работы как снаружи, так и во внутренних отсеках космических аппаратов. Микроробот может работать при температуре от -200 до +200 градусов Цельсия и в условиях отсутствия атмосферы, также устройство устойчиво к радиации и воздействию атомарного кислорода.

Платформа весом в 70 миллиграммов представляет собой единую многослойную деталь из кремния и полиимида. При перемещении робот использует восемь ножек со специальным адгезионным покрытием, благодаря чему прилипает к поверхности и может работать даже в условиях низкой гравитации, при этом шагая по шершавым, ступенчатым и наклонным поверхностям. Изготовленный прототип микроробота развивает скорость до 14 миллиметров в минуту и может перемещать груз массой до 350 миллиграммов.

Представители компании отмечают, что производство таких роботов не требует сборки — несколько экземпляров могут быть одновременно изготовлены на одной кремниевой пластине с помощью фотолитографии, напыления и анизотропного травления. Ножки изготавливаются с учетом программируемой деформации — при подаче тока они нагреваются и ножка разгибается в заранее определенном месте, а затем обратно сгибается при охлаждении.

Необходимо отметить, что на данный момент не сообщается, как именно осуществляется управление роботом и каким образом платформа получает энергию. По-видимому, на данном этапе разработчикам удалось только создать шагающую микроплатформу с адгезионными ступнями, а бортовая электроника устройства, если она предусматривается концепцией, все еще находится в разработке. О возможных сроках практического применения разработки также не сообщается.

Ранее Российский Фонд перспективных исследований представил антропоморфного робота Федора, который способен действовать как автономно, так и под управлением оператора. Предполагается, что робота приспособят для участия в полете перспективного пилотируемого космического корабля и летные испытания Федора на корабле начнутся уже в 2021 году.

Под кожей Юпитера