В России изобрели систему эвакуации с перевернувшегося корабля

Схема спасательного отсека на корабле: 1 — корпус корабля, 2 — герметичный отсек, 3 — герметичный люк, 4 — съемный модуль с люком

Александр Михалюк / ВУНЦ ВМФ

Научно-исследовательский институт спасения и подводных технологий Военного учебно-научного центра ВМФ России предложили оснащать корабли специальными эвакуационными отсеками, сообщает FlotProm. Через такие отсеки можно будет эвакуировать экипаж и пассажиров перевернувшегося судна. При этом отсек, разрабатываемый специалистами, не предполагает самостоятельного покидания корабля.

Современные корабли и суда не имеют специальных приспособлений для эвакуации экипажа через днище в том случае, если они легли на бок или перевернулись. В этих случаях спасательные операции предполагают изучение конструктивных особенностей судна и прорезание эвакуационных отверстий в местах, где это можно сделать проще и быстрее всего.

По оценке специалистов института спасения, за последние 20 лет доля опрокинувшихся кораблей и судов составила 17 процентов всех морских аварий. На перевернувшиеся суда пришлось почти 50 процентов всех погибших в результате аварий на море. Большое число жертв именно при опрокидывании корабля объясняется его внезапностью и невозможность быстро спасти людей с его борта.

Институт спасения предложил во время строительства новых кораблей или модернизации уже построенных в разных местах устанавливать герметичные отсеки, одной своей стороной примыкающие к днищу. Эти отсеки должны быть оснащены герметичным входным люком, клапанами для откачки воды и подачи воздуха. Экипаж корабля и пассажиры должны быть осведомлены, где находятся спасательные отсеки.

С внешней стороны место расположения спасательного отсека предлагается специально помечать, чтобы спасатели могли быстро отыскать его. В свою очередь спасателям предполагается выдать специальные накладные модули с люками. После обнаружения специальной метки на днище, спасатели будут монтировать над ней модуль, а затем делать вырез. Через герметичный люк внешнего модуля и можно будет эвакуировать людей.

Такое решение позволит делать эвакуационные вырезы в сухих частях перевернувшегося корабля, не стравливая при этом воздушную подушку, за счет которой тот сохраняет плавучесть. При обычных способах спасения вскрытие воздушной подушки может приводить к быстрому и непредсказуемому затоплению аварийного корабля.

В начале 2000-х годов служащие войсковой части 20914 в Санкт-Петербурге запатентовали способ спасения людей с перевернувшегося корабля с помощью специального подводного аппарата. Согласно патенту такой аппарат должен подплывать к кораблю и делать разрез в его борту или днище ниже уровня воды. Это позволит не стравливать воздушную подушку, за счет которой перевернувшийся корабль удерживается на плаву.

Через такой разрез можно будет проводить эвакуацию экипажа перевернувшегося корабля. Подводный аппарат сможет доставить на борт аварийного корабля дыхательные аппараты. Кроме того, через сделанный разрез в корпусе аппарат сможет накачивать свежий воздух внутрь перевернувшегося корабля.

Василий Сычёв

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.