Научно-исследовательский институт спасения и подводных технологий Военного учебно-научного центра ВМФ России предложили оснащать корабли специальными эвакуационными отсеками, сообщает FlotProm. Через такие отсеки можно будет эвакуировать экипаж и пассажиров перевернувшегося судна. При этом отсек, разрабатываемый специалистами, не предполагает самостоятельного покидания корабля.
Современные корабли и суда не имеют специальных приспособлений для эвакуации экипажа через днище в том случае, если они легли на бок или перевернулись. В этих случаях спасательные операции предполагают изучение конструктивных особенностей судна и прорезание эвакуационных отверстий в местах, где это можно сделать проще и быстрее всего.
По оценке специалистов института спасения, за последние 20 лет доля опрокинувшихся кораблей и судов составила 17 процентов всех морских аварий. На перевернувшиеся суда пришлось почти 50 процентов всех погибших в результате аварий на море. Большое число жертв именно при опрокидывании корабля объясняется его внезапностью и невозможность быстро спасти людей с его борта.
Институт спасения предложил во время строительства новых кораблей или модернизации уже построенных в разных местах устанавливать герметичные отсеки, одной своей стороной примыкающие к днищу. Эти отсеки должны быть оснащены герметичным входным люком, клапанами для откачки воды и подачи воздуха. Экипаж корабля и пассажиры должны быть осведомлены, где находятся спасательные отсеки.
С внешней стороны место расположения спасательного отсека предлагается специально помечать, чтобы спасатели могли быстро отыскать его. В свою очередь спасателям предполагается выдать специальные накладные модули с люками. После обнаружения специальной метки на днище, спасатели будут монтировать над ней модуль, а затем делать вырез. Через герметичный люк внешнего модуля и можно будет эвакуировать людей.
Такое решение позволит делать эвакуационные вырезы в сухих частях перевернувшегося корабля, не стравливая при этом воздушную подушку, за счет которой тот сохраняет плавучесть. При обычных способах спасения вскрытие воздушной подушки может приводить к быстрому и непредсказуемому затоплению аварийного корабля.
В начале 2000-х годов служащие войсковой части 20914 в Санкт-Петербурге запатентовали способ спасения людей с перевернувшегося корабля с помощью специального подводного аппарата. Согласно патенту такой аппарат должен подплывать к кораблю и делать разрез в его борту или днище ниже уровня воды. Это позволит не стравливать воздушную подушку, за счет которой перевернувшийся корабль удерживается на плаву.
Через такой разрез можно будет проводить эвакуацию экипажа перевернувшегося корабля. Подводный аппарат сможет доставить на борт аварийного корабля дыхательные аппараты. Кроме того, через сделанный разрез в корпусе аппарат сможет накачивать свежий воздух внутрь перевернувшегося корабля.
Василий Сычёв
Прототип получил сертификат летной годности и готовится к первому полету
Американская компания Boom Supersonic приступила к рулежным испытаниям технологического демонстратора сверхзвукового пассажирского самолета XB-1, который готовится совершить первый полет с аэродрома аэрокосмического центра в пустыне Мохаве. Компания также сообщила, что прототип XB-1 недавно получил сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиации США, разрешающий проведение испытательных полетов. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Американская компания Boom Supersonic занимается разработкой экспериментального самолета-демонстратора XB-1 «Baby Boom» с начала 2010-х. С его помощью она собирается испытать ряд технологий, которые затем будут применены в сверхзвуковом пассажирском самолете Overture, рассчитанном на перевозку от 65 до 80 пассажиров с крейсерской скоростью 1,7 Маха на расстояние до 7870 километров. XB-1 представляет собой уменьшенную версию пассажирского самолета с двухместной кабиной в масштабе одной трети от размеров Overture. Размах оживального крыла XB-1 составляет 5,2 метра, длина фюзеляжа — 21,6 метра, взлетная масса прототипа — около шести тонн. В конструкции самолета широко используются композитные материалы, а также титан. Расположенные в хвостовой части три двигателя General Electric J85-15 работают на синтетическом топливе и выдают суммарную тягу около 55 килоньютон. Они должны разгонять «Baby Boom» до крейсерской скорости 2,2 Маха. Выкатка полностью собранного прототипа состоялась в 2020 году, а в 2022 начались испытания двигателей. Затем XB-1 перевезли из ангара компании в городе Сентенниал, расположенном в штате Колорадо, в аэрокосмический центр в пустыне Мохаве в штате Калифорния. С момента прибытия в Мохаве самолет начал проходить программу наземных испытаний. В нее включены испытания на рулежных дорожках, которые начались на прошлой неделе. Во время рулежных испытаний XB-1 разгоняется с помощью собственных двигателей, набирает определенную скорость, но не отрывается от земли. Также компания сообщила, что прототип XB-1 недавно получил сертификат летной годности в экспериментальной категории от Федерального управления гражданской авиации США, разрешающий испытательные полеты прототипа. https://www.youtube.com/watch?v=Hg9pHnQ4zTs Первый полет XB-1 должен состояться после завершения всех наземных испытаний. Летчики-испытатели Билл Шумейкер и Тристан Бранденбург готовятся к предстоящему полету, отрабатывая основные операции на тренажере, а также на учебно-тренировочном самолете T-38, который будет сопровождать XB-1 в его первом вылете. Успешный полет XB-1 предоставит ценные данные по различным аспектам, включая аэродинамику, воздействие звукового удара и эффективности использования синтетического топлива. Подробнее о перспективах возрождения сверхзвуковых пассажирских самолетов читайте в нашем материале «Включите сверхзвук».