Корейский институт передовых технологий провел демонстрацию нового робота PIBOT, разрабатываемого для полной замены пилотов в самолетах. Как сообщает IEEE Spectrum, в настоящее время институт проводит испытания робота на авиационном тренажере. Аппарат пока способен успешно сажать разные типы самолетов в 80 процентах случаев.
Сегодня несколько компаний в мире занимаются созданием систем, которые позволят относительно просто и дешево превратить любой современный летательный аппарат в беспилотник. Считается, что это позволит использовать обычную авиационную технику в условиях, в которых не может работать человек. Например, при ликвидации последствий аварии на атомной электростанции.
Кроме того, обычные летательные аппараты под управлением роботизированных систем позволят задействовать в той или иной операции меньше людей. Дело в том, что часть задач обеспилоченные самолеты или вертолеты смогут решить самостоятельно, а другую часть — под контролем оператора. При этом оператор может управлять одновременно несколькими аппаратами.
Новый корейский робот PIBOT (название составлено из слов PIlot roBOT) представляет собой антропоморфный аппарат с «ногами» и «руками». Этот аппарат разработан таким образом, чтобы быть способным взаимодействовать с любыми элементами управления в кабине пилотов так же, как это делает человек.
PIBOT оснащен камерой, с помощью которой способен контролировать движения своих манипуляторов. При этом переключение тех или иных элементов управления производится «по памяти»: их расположение занесено в память робота в процессе обучения на тренажере. Информацию о текущих параметрах полета и типе самолета PIBOT получает через шину данных после подключения к самолету.
Робот способен к обучению (как именно этот процесс организован, не уточняется). Обучение PIBOT управлению нового типа самолета можно с помощью авиационного тренажера. В настоящее время робот может управлять несколькими типами самолетов: выруливать на взлет, взлетать, весит самолет по маршруту и сажать его.
Разработка PIBOT ведется с начала 2010-х годов. Разработчики уже создали несколько малоразмерных демонстраторов технологий робота, причем один из них в 2014 году прошел успешные испытания на модели биплана с электромотором. Когда именно планируется провести испытания полноценного робота на настоящем самолете, пока неизвестно.
В середине октября 2016 года американская компания Aurora Flight Sciences провела испытания системы ALIAS. Она позволяет конвертировать любой пилотируемый летательный аппарат в беспилотник. Испытания новой системы, представляющей собой промышленный манипулятор с несколькими степенями свободы, проводились на легком пассажирском самолете Cessna Caravan и были признаны успешными.
Система ALIAS позволяет управлять обеспилоченным самолетом или вертолетом с помощью планшета. Она также поддерживает голосовое управление и голосовую обратную связь. ALIAS может выступать и в роли второго пилота в двухместных самолетах или вертолетах, помогая вести летательный аппарат или принимая управление на себя.
Василий Сычёв
Максимальный крутящий момент его актуаторов составляет 360 ньютон-метров
Китайская робототехническая компания Unitree Robotics анонсировала разработку человекоподобного робота общего назначения H1. В видео, появившемся на YouTube-канале компании, показан уже достигнутый инженерами прогресс в разработке. В нем прототип робота H1, одетый в чехол в виде черных чулок и футболки ходит по ровной поверхности, удерживая равновесие. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Всего десять лет назад ходячие человекоподобные роботы казались диковинкой, а видеоролики с трюками, которые совершал созданный компанией Boston Dynamics робот Atlas вызывали удивление. За прошедшее с тех пор время к разработке собственных вариантов человекоподобных роботов приступили несколько новых компаний. Свой проект двуногого гуманоидного робота общего назначения под названием Optimus появился даже у производителя электромобилей Tesla — недавно компания показала его обновленную версию. Теперь список компаний пополнился китайской Unitree Robotics, которая знаменита прежде всего производством четвероногих роботов. 15 августа Unitree анонсировала новую разработку — двуногого ходячего человекоподобного робота общего назначения H1. Согласно информации на сайте компании, высота робота составляет 1800 миллиметров, а масса — 47 килограмм. Сейчас максимальная скорость ходьбы H1 составляет 1,5 метра в секунду, но в будущем эта величина может возрасти до пяти метров в секунду. Поправка Изначально в заметке предполагаемая будущая скорость робота была ошибочно указана в километрах в час Моторы в суставах имеют крутящий момент до 360 ньютон-метров. Ноги H1 имеют пять степеней свободы, а руки — четыре. На опубликованных изображениях и в видео на руках отсутствуют манипуляторы. В данный момент они еще находятся в разработке и будут доступны как опция в будущем. Для ориентации в пространстве робот оснащен 3D лидаром с круговым обзором и камерой глубины, которые установлены на рамке, имитирующей голову. Unitree прогнозирует что разработка H1 может занять от трех до десяти лет, а конечная стоимость робота не превысит 90 тысяч долларов. https://www.youtube.com/watch?v=GtPs_ygfaEA Fourier Intelligence недавно тоже представила прототип человекоподобного робота GR-1. Он ниже H1 на 15 сантиметров и тяжелее на 8 килограмм. Компания утверждает, что GR-1 будет способен поднимать вес сопоставимый со своим собственным, благодаря чему сможет использоваться в качестве помощника для пожилых людей и пациентов, которым требуется реабилитация.