Археологи составили «молочную» карту неолитической Европы

Коллектив европейских ученых обнаружил доказательства того, что молочное хозяйство в северном Средиземноморье зародилось одновременно с одомашниванием скота, 7000-9000 лет назад. Однако степень «молочности» животноводства при этом была разной в разных участках региона. Об этом сообщает журнал Proceedings of the National Academy of Sciences.

Исследователи давно задумывались о том, является ли молочное хозяйство побочным и более поздним результатом одомашнивания животных или же оно, наоборот, само было причиной одомашнивания. До сих пор убедительных прямых доказательств в пользу какой-либо из этих точек зрения не было. В данной работе ученые объединили биохимический и археозоологичесский подход для того, чтобы ответить на вопрос, где, когда и зачем люди начали разводить скот.

Коллектив исследователей анализировал археологические находки с территории Средиземноморского бассейна: по остаткам зубов ученые определяли возраст животных к моменту забоя, а по остаткам липидов в глиняных черепках можно было установить происхождение жиров. Результаты сопоставляли с опубликованными ранее аналогичными исследованиями и учитывали климатические и рельефные особенности региона находок.

Определить по глиняным черепкам то, что в сосудах действительно хранили молоко, можно анализируя липидные остатки: липиды с четным количеством атомов углерода характерны именно для животных жиров. Наличие в образцах небольшого количества липидов с нечетной длиной цепи указывает на жвачное происхождение (нечетная длина цепи характерна для растительных липидов, которыми питаются жвачные животные). По анализу углеродного скелета липидных экстрактов и содержания естественного изотопа 13С исследователи определяли долю «молочных» и «мясных» жиров. Другой подход заключается в определении возраста забоя животных по зубным остаткам: возраст забоя может свидетельствовать о культуре животноводства в определенном регионе и дать ключ к определению специализации (на мясо забивали молодых животных, а молочный скот бычно живет существенно дольше).

В результате применения обоих методов авторы представили убедительные доказательства существования различных видов животноводства на территории северной части Средиземноморья. И, хотя доля производства и переработки молока варьировалась в зависимости от региона, можно говорить о том, что молочное хозяйство зародилось одновременно с одомашниванием скота.

По словам ученых, некоторые регионы в период неолита были более «молочными» (например, Южная Франция или Пиренейский полуостров), в Адриатике  молочное хозяйство сосуществовало вместе с мясным животноводством. А вот жители Северной Греции и побережья Эгейского моря оказались приверженцами мясной диеты.

Таким образом, согласно результатам исследования, молоко или молочные продукты были важной составляющей рациона. Наличие развивающегося и «мобильного» источника пропитания могло играть ключевую роль в распространении культурных групп северного Средиземноморья, необходимые условия для животноводства могли вызывать переселение в регионы с большим количеством пастбищ или укрытий.

Сдвиг хозяйства в сторону производства молочных продуктов повлиял на всю Европейскую культуру, экономику и даже биологию. Например, способность взрослых людей употреблять молоко и молочные продукты, которая является генетической мутацией, распространена по миру в соответствии с картой путей развития молочного фермерства.

Екатерина Жданова