Беспилотные автомобили, разрабатываемые американской компанией Google, освоили разворот в три приема. Согласно ежемесячному отчету компании, гугломобили освоили лишь базовый принцип разворота, но обучение машин пока еще не завершено. В ходе обучения каждый гугломобиль еженедельно выполняет не менее тысячи разворотов в ограниченном пространстве.
Разворот в три приема выполняется в условиях, когда невозможно развернуться, описав половину окружности. В этом случае водитель должен начать поворачивать к другому краю дороги, затем вывернуть руль в противоположную сторону, сдать назад, вернуть руль в исходно положение и поехать вперед. Разворот в ограниченном пространстве является обязательным упражнением при сдаче экзамена на водительские права.
Для большинства водителей разворот в три приема не представляет особых сложностей. Человек, управляющий автомобилем, способен визуально оценить расстояние, которое можно проехать на каждом из этапов, чтобы успешно выполнить разворот. Однако для беспилотного автомобиля такое упражнение представляет серьезную сложность.
Дело в том, что благодаря множеству внешних датчиков и базе данных с картами местности, беспилотный автомобиль получает слишком много данных. Их обработка занимает достаточно много времени из-за чего машина приступает к сложному развороту не сразу. Кроме того, рассчитанная компьютером оптимальная траектория разворота не всегда оказывается комфортной для пассажиров.
Гугломобили, научившиеся развороту в три приема, при выполнении этого маневра учитывают несколько важных факторов, в числе которых ширина дороги и объекты расположенные на обочинах. Это позволяет гугломобилям выполнять сложный разворот в ограниченном пространстве за как можно меньшее количество поворотов руля. При этом разворот выполняется так, как если бы машиной управлял человек.
В ходе обучения Google также начала учить гугломобили более естественному поведению при развороте. В частности, разработчики выяснили, что водитель-человек предпочтет воспользоваться широким место, чтобы развернуться по дуге. Этому же поведению в настоящее время обучаются и беспилотные автомобили.
В июне текущего года года стало известно, что Google научила свои беспилотные автомобили использовать звуковой сигнал для оповещения других участников движения. Например, если на парковке другой водитель медленно сдает назад и не видит гугломобиль, то беспилотный автомобиль «бибикнет» два раза.
Василий Сычёв
Он пригодится на Марсе, Луне и ледяных спутниках планет-гигантов
Инженеры разработали концепцию робота для будущих миссий по изучению пещер на Марсе, Луне и ледяных спутниках планет-гигантов. Проект ReachBot описывает устройство с несколькими конечностями, которые способны раскладываться и дотягиваться до удаленных точек, на которых можно закрепиться с помощью захвата с металлическими шипами, сообщается в отчете NASA. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера С тех пор как орбитальные исследовательские аппараты подтвердили существование пещер под поверхностью Марса и Луны, ученые не перестают размышлять над их полноценным исследованием. Помимо ценной информации об истории формирования небесного тела, в пещерах, куда не проникают ультрафиолетовые солнечные лучи и космические заряженные частицы, могли бы сохраниться и следы внеземной жизни. До последнего времени все подвижные роботы, предназначенные для изучения других планет, разрабатывались с расчетом, что они будут передвигаться только по сравнительно ровной поверхности. Поэтому они имеют относительно простое четырех- или шестиколесное шасси, которое устойчиво и не требует много энергии, но, к сожалению, не позволяет передвигаться по крутым каменистым склонам и скалам, и потому не подходит для исследования пещер. Инженеры под руководством Марко Павоне (Marco Pavone) из Стэндфордского университета уже несколько лет работают над многоэтапным проектом ReachBot для NASA, развивающим концепцию робота, способного перемещаться по пещерам и скалам со сложным рельефом, недоступным для других видов роботов при разных уровнях гравитации. Его главная особенность заключается в необычном способе передвижения. Вместо колес или ног у него есть несколько гибких удлиняющихся конечностей, на конце которых располагаются захваты с множеством мелких металлических шипов, которые цепляются за малейшие неровности на каменной поверхности. Аналогичный способ удержания на вертикальных поверхностях применялся в прототипе робота-скалолаза LEMUR, разработанном Лабораторией реактивного движения NASA. За счет металлических шипов робот может удерживать свое положение, распределив свой вес между несколькими конечностями, пока подыскивает следующую точку опоры для одной из них. Ожидается, что ReachBot сможет передвигаться не только по стенам и потолку, но и по полу как обычный ходячий робот. Однако на данной стадии проектирования конкретной конструкции для конечностей еще нет. Разработчики оценили параметры робота для миссии по исследованию марсианской лавовой трубки с высотой от пола до потолка порядка 30 метров. Это должно быть устройство массой около 10 килограмм, с восемью конечностями, способными развертываться до 20 метров в длину, оборудованное камерами и лидаром для навигации и прокладывания маршрута, а также для картографирования окружения. На предыдущих этапах были разработаны алгоритмы движения робота на плоскости, а также построен примитивный прототип ReachBot. В качестве четырех конечностей на нем используются стальные измерительные рулетки, оснащенные механизмом поворота, который позволяет «наводить» их на объект. После чего другой механизм раскручивает рулетку, на конце которой расположен захват с металлическими шипами. Робот умеет определять положение предметов вокруг с помощью визуальных меток, дотягиваться до них конечностями, ухватываться с помощью захватов и подтягивать себя в нужном направлении. В будущем разработчики планируют построить версию, которая способна двигаться в трехмерном пространстве. https://www.youtube.com/watch?v=Q6uvS_19OcA Существуют и другие концепции исследования инопланетных пещер, куда нет доступа колесных роботам. Одна из них предполагает использование нескольких четвероногих роботов Spot Mini. Каждый из членов группы будет отличаться от других, иметь свою роль и помогать другим.