Американский профессор Мобл Бенедикт из Техасского университета A&M разработал самый маленький в мире дрон-цикложир, сообщает IEEE Spectrum. Масса аппарата, использующего для взлета и полета боковые вращающиеся роторы, составляет всего 29 граммов. Исследователь полагает, что летательные аппараты, построенные по схеме цикложира, имеют несколько преимуществ перед вертолетами.
Цикложир, также называемый циклокоптером, представляет собой летательный аппарат, по сторонам которого перпендикулярно установлены роторы с небольшими наклоняемыми плоскостями. Эти роторы играют роль крыла, как и воздушный винт в обычном вертолете. Летательные аппараты схемы цикложира проектировались в разных странах мира с начала XX-века, однако ни один из них взлететь так и не смог.
Первые способные к полету цикложиры были испытаны в 2007 году в Южной Корее. В 2011 году состоялись испытания двух цикложиров в США. Эти аппараты массой 800 граммов разработал Бенедикт совместно с еще несколькими исследователями из Университета Мэриленда. Это были беспилотники одинаковой конструкции, отличавшиеся только материалом лопастей ротора. Оба аппарата показали хорошую управляемость.
В целом цикложиры имеют те же положительные качества, что и обычные вертолеты: вертикальные взлет и посадка, режим висения, возможность посадки на небольшую площадку. При этом аппараты конструктивно более сложны, а также могут вызывать трудности при эксплуатации (боковые роторы будут затруднять и делать небезопасной посадку и высадку пассажиров при работающем двигателе).
Для нормального полета цикложир должен иметь систему наклона лопастей-крыльев таким образом, чтобы лопасти, при вращении оказавшиеся вверху и внизу, создавали бы подъемную силу. При этом конструкция лопастей должна быть достаточно прочной, чтобы выдерживать не только статичную нагрузку от корпуса цикложира и его груза, но и динамические нагрузки, в первую очередь, скручивание и изгибание.
Теоретически, благодаря тому, что у каждого ротора во время вращения подъемную силу создают одновременно две лопасти, сами роторы можно выполнить компактными. Это означает, что цикложир будет занимать меньшее пространство на посадочной площадке, чем сопоставимый по взлетной массе вертолет классической схемы (более подробно о вертолетных схемах можно почитать в нашем материале).
Новый дрон-цикложир построен на проволочном каркасе и имеет роторы с лопастями, выполненными из тонкой пленки. Для стабилизации полета аппарат имеет автопилот, спроектированный Бенедиктом. Масса этой электронной схемы со встроенным акселерометром составляет 1,3 грамма. Это устройство отслеживает тангаж и крен дрона и автоматически корректирует частоту вращения роторов, чтобы выровнять аппарат.
Другие подробности о самом маленьком в мире дроне-цикложире не уточняются. По мнению Бенедикта, по сравнению с вертолетами цикложиры отличаются более быстрым переходом от вертикального к горизонтальному полету, меньшим занимаемым пространством и лучшей управляемостью в режиме висения.
В настоящее время Бенедикт и еще несколько исследователей работают над проектом по увеличению размеров цикложира. В первую очередь, исследователи занимаются поиском надежных материалов, способных выдерживать нагрузки в значительно более крупных и тяжелых конструкциях. Исследования ведутся при финансировании Армии США.
Самым необычным из всех когда-либо разрабатывавшихся цикложиров, пожалуй, является гибридный летательный аппарат, запатентованный в начале 1980-х годов американским инженером Артуром Кримминсом. Его аппарат представляет собой смесь дирижабля и цикложира, при которой собственная масса аппарата уравновешена подъемной силой газовых объемов, а масса груза — подъемной силой ротора.
Патент предполагает создание летательного аппарата с газовыми объемами по типу дирижабля, вокруг которых вращаются лопасти ротора. Ротор должен быть закреплен на оси, проходящей продольно через дирижабль. Гондолу с пилотом и грузом, по проекту, предполагается подвешивать специальными стропами к концам оси.
Василий Сычёв
Чистка панелей без воды в перспективе поможет снизить затраты на обслуживание солнечных электростанций
Итальянская компания Reiwa Engine совместно с компанией Enel Green Power, занимающейся производством энергии из возобновляемых источников, разработала робота Sandstorm для сухой очистки панелей солнечных батарей, сообщает New Atlas. Он способен перемещаться по ряду солнечных панелей, даже если они установлены неровно, и преодолевает между ними промежутки до 50 сантиметров. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Песок, грязь и пыль со временем покрывают поверхность панелей солнечных батарей, чем существенно снижают их эффективность. Особенно это актуально для засушливой пустынной местности, которая из-за обилия солнечных дней в году хорошо подходит для строительства крупных солнечных электростанций. С учетом быстрого развития солнечной энергетики можно ожидать стремительного роста их количества, а это значит, что для решения проблемы очистки загрязненных панелей со временем будет требоваться все больше трудозатрат и ценных ресурсов, таких как вода, которую сегодня обычно используют для мытья панелей. Сицилийский технологический стартап Reiwa Engine совместно с энергетической компанией Enel Green Power разработал робота Sandstorm. Он предназначен для автономной сухой очистки солнечных панелей с помощью щеток. Для робота не требуется идеально ровной установки солнечных панелей, так как он способен преодолевать разницу в высоте и промежутки между панелями до 50 сантиметров (разработчики не уточняют, как именно это происходит). После окончания чистки или при низком заряде батареи Sandstorm самостоятельно возвращается к док-станции для подзарядки. Прототип сперва протестировали в лаборатории компании Enel Green Power, а затем на мегаваттной секции солнечной электростанции в муниципалитете Тотана в Испании. В результате компания заключила контракт на поставку 150 роботов для работы на двух испанских солнечных электростанциях Totana и Las Corchas, суммарная мощность которых составляет 135 Мегаватт. Необычный способ бороться с загрязнениями на поверхности солнечных батарей предложила компания Tesla, которая запатентовала метод очистки с помощью лазерных лучей. Авторы патента предлагают подбирать параметры лазерных импульсов так, чтобы они не проникали через слой стекла и не представляли опасности для электроники.