Физики нашли минерал-«сигару» из сульфида молибдена

Физики и геологи из США, Великобритании и Италии обнаружили и детально изучили новый минерал молибдена — мереланиит. Он представляет собой тонкие черные иглы, растущие на других минералах. Внутреннее строение вещества оказалось необычным, оно напоминает собой свиток или сигару, скрученную из листа сульфидов молибдена, свинца, ванадия и сурьмы. По словам авторов, это первый минерал молибдена в группе цилиндритов. Исследование опубликовано в журнале Minerals, коротко о нем сообщает пресс-релиз Технологического университета Мичигана.

В начале 2010-х годов на месторождении в Мерерани (Танзания) было найдено несколько редких камней: очень крупный кристалл вюрцита (сульфид цинка и железа) и несколько чрезвычайно больших кристаллов алабандита (редкий минерал сульфида марганца). Это породило интерес геологов к месторождению, и ученые начали систематический анализ сульфидов, добытых там. В 2014 году исследователи из Технологического университета Мичигана опубликовали обзор по результатам этого анализа, в котором отметили неописанные ранее кристаллические включения. Они представляли собой тонкие волокна с металлическим блеском, содержавшие сульфиды свинца и молибдена.

В новой работе физики и геологи провели детальное исследование состава и свойств включений. Это позволило авторам убедиться, что находка представляет собой новый, ранее не описанный минерал. Он получил название мереланиит, в честь танзанийского месторождения.

Минерал представляет собой темно-серые игольчатые кристаллы с металлическим блеском. Химический состав мереланиита отвечает формуле Mo4Pb4VSbS15, однако, помимо основных компонентов, ученые обнаружили в образцах примеси мышьяка, висмута, марганца, вольфрама, меди и селена. Его кристаллическая структура состоит из пар слоев — слоя дисульфида молибдена и слоя сульфида свинца с включениями других элементов. Слои в минерале свернуты по аналогии с пергаментным свитком — такая структура привычна для цилиндритов.

Родоначальником группы цилиндритов является смешанный сульфид свинца, олова, железа и сурьмы. Свое название он получил за необычную форму — в то время как многие минералы обладают огранкой, естественный цилиндрит часто похож на трубки. Помимо него в группу также входит абрамовит, обнаруженный на Курильских островах, и франкеит.

Мерерани (Мерелани) — город в Танзании, неподалеку от которого располагаются единственное месторождение танзанита, сине-фиолетовой разновидности цойзита. Этот драгоценный камень стал широко известен благодаря кинофильму Джеймса Кэмерона «Титаник» (1997 год) — из него был сделан кулон «Сердце океана». С точки зрения химии, он представляет собой силикат алюминия и кальция.

На сегодняшний день Международная минералогическая ассоциация задокументировала существование 5179 различных минералов. Ежегодно подается еще около 80 заявок на статус новых минералов, но часто эти заявки оказываются вариациями уже известных веществ.

«Курилка Гутенберга» создаст фонд поддержки научно-популярных проектов