Австралийские и американские ученые проанализировали употребление алкоголя в разных странах за период более чем в сто лет. Выяснилось, что женщины постепенно приблизились к мужчинам по уровню потребления спиртного, злоупотребления им и связанным с этим проблемам. Результаты работы опубликованы в BMJ Open.
Исторически употребление алкоголя и связанный с этим вред были гораздо более распространены среди мужчин (по разным источникам, от 2 до 12 раз по сравнению с женщинами). Однако в настоящее время эпидемиология потребления спиртного значительно меняется, охватывая все больше женщин, особенно молодого возраста. Тем не менее, научные данные о положении дел разрозненны и не дают целостной картины.
Сотрудники Университета Нового Южного Уэльса и Колумбийского университета в Нью-Йорке провели систематический поиск исследований, посвященных употреблению алкоголя в разных странах с течением времени и опубликованных с 1980 по 2014 год. Необходимые данные обнаружились в 68 работах, содержавших данные с 1948 по 2014 год, которые охватывали людей, рожденных с 1891 по 2000 год. 21 исследование продолжалось более 20 лет.
Исследователи выделили 11 ключевых показателей употребления спиртного и связанных с этим рисков, сгруппировав их в три категории: показатели любого употребления алкоголя (распространенность употребления, распространенность абстиненции, общее количество потребленного спиртного, частота употребления); показатели проблемного употребления алкоголя (распространенность и частота эпизодического употребления больших доз, распространенность рискованного потребления, возраст начала приема спиртного) и показатели связанных с алкоголем рисков (распространенность связанных со спиртным проблем и алкоголизма, частота возникновения подобных проблем). Статистическую обработку этих показателей из различных исследований провели методом регрессионного анализа.
Выяснилось, что соотношение полов за охваченный анализом период времени существенно уменьшилось по всем трем категориям. В когорте рожденных с 1891 по 1910 год соотношение мужчин и женщин по показателям любого употребления алкоголя составило 2,2; проблемного употребления — 3,0 и сопутствующих рисков — 3,6. У родившихся с 1991 по 2000 год эти показатели уменьшились соответственно до 1,1; 1,2 и 1,3.
В целом динамика снижения соотношения полов оказалась практически линейной (то есть женщины догоняли мужчин по потреблению спиртного и соответствующим проблемам постепенно). Так, например, в каждой последующей пятилетней когорте по году рождения соотношение мужчин и женщин в плане любого употребления алкоголя уменьшалось в среднем на 4,2 процента. При введении поправки на методологию отльных исследований этот показатель составил 3,2 процента. Однако с 1960-х годов эта динамика стала резко расти: в пятилетних когортах с 1891 по 1966 год она составила в среднем 1,2 процента, а с 1966 по 2000 год — 10,6 процента.
Точные причины выявленной закономерности неизвестны. Однако можно предположить, что с высокой вероятностью она связана с общей тенденцией к уравниванию возможностей мужчин и женщин, пишут исследователи. Также полученные данные свидетельствуют о необходимости разработки программ по снижению потребления алкоголя и сопутствующих рисков, которые нацелены на девушек и молодых женщин в возрасте от 15 до 25 лет.
Результаты исследования хорошо соотносятся с недавним докладом международной комиссии экспертов в области общественного здравоохранения. В этом документе говорится, что главным фактором риска для здоровья подростков и молодых людей по всему миру является употребление спиртного. Наиболее быстрый рост среди всех факторов продемонстрировал небезопасный секс, поднявшийся с 13 места в 1999 году до второго в 2013 году.
Олег Лищук
Британское Микробиологическое общество (Microbiology Society), которое выпускает пять научных журналов, объявило, что останавливает работу со статьями, при подготовке которых использовалось российское бюджетное финансирование или с участием авторов, аффилированных с организациями, публично поддержавшими боевые действия на территории Украины. Эта пауза продлится до момента, когда украинские микробиологи смогут безопасно продолжить работу, говорится в заявлении совета общества.