Высший административный суд Швеции принял постановление, приравнивающее все любительские беспилотные аппараты с камерами к видеосистемам скрытого наблюдения. Таким образом эти аппараты теперь считаются системами, способными нарушить право граждан на частную жизнь, а значит, их полеты без специального разрешения запрещены.
В 2013 году в Швеции вступил в силу закон о системах наблюдения, согласно которому все желающие установить камеру слежения обязаны получить соответствующее разрешение. Вскоре после этого шведские суды разных инстанций приступили к рассмотрению вопроса о том, следует ли считать любительские дроны с фото- и видеокамерами системами наблюдения.
Дело в том, что, согласно законодательному определению от 1977 года, камерами наблюдения должны считаться фиксированные устройства фото- и видеофиксации, ведущие запись происходящего на каком-либо участке пространства на протяжении длительного периода времени. То есть, если камера установлена перед входом в магазин и записывает происходящее перед ним, она считается камерой наблюдения.
Еще одним обязательным атрибутом камеры наблюдения определение 1977 года указывает систему дистанционного управления камерой.
Действие закона не распространяется на автомобильные видеорегистраторы и велосипедные экшн-камеры (по ним в Швеции было отдельное судебное заседание). По мнению суда, камеры на автомобилях и велосипедах постоянно перемещаются из одного места в другое и могут быть демонтированы. Кроме того, водители и велосипедисты управляют камерами непосредственно. По этим причинам их нельзя считать камерами наблюдения.
В 2015 году Окружной административный суд Мальмё принял постановление, согласно которому дроны с камерами не следует относить к системам наблюдения. Тогда поводом для судебного заседания стали фотографии парка, сделанные шведом с помощью дрона. При аресте гражданин не смог предъявить разрешение на системы наблюдения.
Швед был оправдан. Согласно постановлению суда, закон не запрещает делать фотографии публичных мест. Судьи также решили, что поскольку камера на дроне не является фиксированным объектом (то есть не может использоваться для длительного наблюдения за одним и тем же местом), то и считать ее камерой наблюдения нельзя.
Высший административный суд пересмотрел дело и решил, что камеру наблюдения, установленную на дрон, следует считать системой наблюдения. В суде пояснили, что хотя саму по себе камеру на беспилотнике нельзя считать фиксированным объектом, благодаря самому дрону, способному зависать, она все же может использоваться для длительной съемки одного и того же места. Кроме того, камера управляется дистанционно.
В настоящее время в Швеции действуют правила, ограничивающие полеты любительских дронов. В частности, они запрещают полеты в ночное время и за пределами прямой видимости оператора. Оператор дрона обязан сохранять все логи полетов, включая имя пилота, дату, номер беспилотника, координаты взлетной и посадочной площадок и продолжительность полета.
Василий Сычёв
При этом не потребуется демонтаж и разборка
Инженеры GE Aerospace Research разработали мягкого робота Sensiworm для обследования технического состояния авиационных двигателей. Робот способен ползать подобно гусенице по вертикальным поверхностям и даже потолку, передавая оператору видеоизображение в реальном времени. С помощью Sensiworm технические специалисты смогут оценивать текущее состояние авиамоторов без необходимости их демонтажа с самолета, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Современные турбовентиляторные двигатели требуют регулярного обслуживания. Они состоят из огромного количества деталей, тщательно изучить состояние которых без снятия двигателя с самолета даже с помощью эндоскпов (бороскопов) порой невозможно. При этом демонтаж мотора и его последующая разборка занимают много времени, в течение которого самолет простаивает на земле. Поэтому инженеры давно работают над альтернативными способами обследования авиадвигателей изнутри без их демонтажа. Одна из таких разработок принадлежит инженерам исследовательского отдела компании General Electric GE Aerospace Research, которые совместно с сотрудниками Университета Бингемтона разработали мягкого робота Sensiworm (Soft ElectroNics Skin-Innervated Robotic Worm) для обследования технического состояния авиационных двигателей изнутри. Вытянутый корпус Sensiworm состоит из мягкого полимерного материала, который способен растягиваться и сокращаться с помощью источника давления. Способ передвижения Sensiworm напоминает движения гусеницы пяденицы. Робот может передвигаться не только по горизонтальным и вертикальным поверхностям, но также и по потолку. Для этого он использует две присоски, расположенные в передней и задней части корпуса. Таким образом Sensiworm может добраться до труднодоступных мест внутри двигателя, включая лопатки компрессоров и турбин. https://www.youtube.com/watch?v=_Mks06p0KVo Внутри автономной версии Sensiworm, помимо собственных источников питания, давления и бортового компьютера, находится камера с источником света, а также другие сенсоры, необходимые сервисным специалистам. Робот может автоматически обнаруживать и обходить препятствия (технических деталей того, как это происходит, разработчики пока не сообщают). По словам создателей Sensiworm, робот должен выполнять роль дополнительных глаз и ушей, исследуя внутренности авиадвигателей на предмет неисправностей, коррозии и повреждения теплоизоляционного покрытия. Разработчики считают, что в будущем он сможет не только передавать изображение интересующих участков в реальном времени, выполняя роль продвинутого варианта бороскопа, но и сможет производить мелкий ремонт. Внутренней инспекции требуют не только такие сложные устройства как авиадвигатели, но даже трубопроводы. Китайские инженеры разработали миниатюрного робота для инспекции внутреннего состояния трубопроводов диаметром меньше сантиметра. Робот состоит из цилиндрических модулей, приводимых в движение актуаторами на основе диэлектрических эластомеров.