Студент-археолог во время раскопок на датском острове Борнхольм обнаружил камень с выцарапанными на нем линиями и штрихами, возраст которого датируется периодом 2900–2700 лет до нашей эры. По мнению археологов, на камне изображена карта части острова. О находке сообщается в TheLocal.
Раскопки в неолитическом святилище в Васагорде (Vasagård) на юге острова Борнхольм идут с 1988 года. Ранее здесь были найдены глиняные черепки, датирующиеся примерно 3500 годом до нашей эры, а также следы поселения, возраст которого ученые определили 2800-2700 годами до нашей эры. Тем же периодом были датированы деревянные круги и небольшие камни с выцарапанным на них орнаментом, по-видимому приношения богам. Исследователи считают, что поселение принадлежало людям культуры воронковидных кубков.
Камень с выцарапанной на нем «картой» нашли этим летом во время раскопок. В длину камень не превышал пяти сантиметров и был расколот на две неравные части. По-видимому, его использовали в ритуалах и во время одного из них раскололи намеренно. Археологи предполагают, что в центре камня изображены поля с колосьями (или с листьями растений на них), которые окружают распаханные поля, готовые к посеву. Остальные линии и штрихи, как считают ученые, изображают изгороди, деревья и, возможно, тропы. По словам специалиста по иконографии бронзового века из Национального музея Дании, доктора Флемминга Кауля (Flemming Kaul), в Скандинавии до сих пор не находили ничего подобного.
Культура воронковидных кубков существовала в центральной и северной Европе в период позднего неолита (4000-2700 лет до нашей эры). Люди этой культуры делали глиняные сосуды с верхушкой в виде воронки которые использовались, по-видимому, для питья. Для культуры воронковидных кубков характерны большие культовые центры, окруженные палисадом, рвами и валами. Самый большой центр был найден на датском острове Фюн, его территория занимала около 85 тысяч квадратных метров.
Как развитие технологий позволило нащупать «топологическое решение» загадки шизофрении
Шизофрения — одна из самых загадочных и сложных болезней человека. Уже более ста лет ученые пытаются понять причины ее возникновения и найти ключ к терапии. Пока эти усилия не слишком успешны: до сих пор нет ни препаратов, которые могли ли бы ее по-настоящему лечить, ни даже твердого понимания того, какие молекулярные и клеточные механизмы ведут к ее развитию. О том, как ученые бьются с «загадкой шизофрении» мы уже неоднократно писали: сначала с точки зрения истории психиатрии, затем с позиции классической генетики (читателю, который действительно хочет вникнуть в суть проблемы, будет очень полезно сначала прочитать хотя бы последний текст). На этот раз наш рассказ будет посвящен новым молекулярно-биологическим методам исследования, которые появились в распоряжении ученых буквально в последние несколько лет. Несмотря на сырость методик и предварительность результатов, уже сейчас с их помощью получены важнейшие данные, впервые раскрывающие механизм шизофрении на молекулярном уровне.