Американская компания GE Aviation завершила первый этап опытно-конструкторских испытаний полноразмерного образца крупнейшего в мире авиационного двигателя GE9X. Согласно сообщению компании, в ближайшее время начнутся испытания силовой установки на надежность. В конце текущего года двигатель проверят на стабильность работы в условиях повышенного риска обледенения, а также на устойчивость к попаданию льда.
Двигатель GE9X разрабатывается специально для нового семейства пассажирских самолетов Boeing 777X, которые займутся перевозками с 2020 года. Это будут крупнейшие в мире двухдвигательные летательные аппараты такого класса. В зависимости от версии Boeing 777X смогут перевозить от 350 до 425 пассажиров. Помимо прочего при разработке самолета упор делается на его экономичность. Помимо прочего, ее обеспечат новые турбовентиляторные двухконтурные двигатели с крайне высокой степенью двухконтурности.
Во время первого этапа стендовых испытаний GE9X отработал в общей сложности 167 часов и перенес 89 запусков. Во время проверок испытатели выводили двигатель на максимальную мощность, проверяли его температурные и механические характеристики, производительность, замеряли потребление топлива. В общей сложности за все время работы GE9X разработчики получили 1200 параметрических записей, которые в ближайшее время подвергнутся анализу и сопоставлению с расчетными данными.
Испытания новых двигателей на надежность — один из важнейших этапов в программе разработки любых силовых установок. Во время этого этапа разработчики проверяют, насколько надежно двигатель может работать как в предусмотренных для него условиях, так и в экстремальных. Во время этого этапа силовые установки обычно испытывают запусками и работой в условиях жары и холода, повышенной влажности, дождя, снега, града, при частичном отказе оборудования, при попадании в двигатель птицы.
Такие испытания каждый производитель начинает по разному, но, как правило, в них принимают участие сразу несколько силовых установок, каждая из которых проходит определенные проверки. Это позволяет существенно сэкономить время, требуемое на проведение испытаний. Для испытаний в условиях повышенного риска обледенения двигатель устанавливают в помещении, где создается высокая влажность, а температура воздуха опускается до 0-5 градусов Цельсия. В этих условиях может образовываться ледяная корка на вентиляторе и в зоне компрессора.
Во время проверки силовой установки на попадание льда обычно используется специальная установка-льдогенератор. Ее монтируют перед работающим двигателем, а установка начинает последовательно вырабатывать и забрасывать в движок снег и град различной величины. Испытания считаются пройденными если двигатель, получив повреждения вентилятора, показывает при этом лишь незначительное падение мощности.
Испытания в условиях холода с повышенным риском обледенения и забросом льда в двигатель позволяют разработчикам оценить, как поведет себя двигатель при пролете самолета через град или в случае, если с обледеневшего вентилятора сорвется кусок льда. Как именно будут проводиться испытания GE9X на надежность, пока неизвестно.
Разработка двигателя GE9X ведется с 2012 года. Тяга нового двигателя относительно невелика — 470 килоньютонов. Для сравнения, тяга GE90-115B, устанавливаемого на пассажирские самолеты B777-300ER, составляет 514 килоньютонов. GE9X имеет крайне высокую степень двухконтурности — 10:1. Этот показатель позволяет двигателю поддерживать высокую мощность, потребляя меньше топлива. GE9X должен быть экономичнее GE90-115B на 10-15 процентов.
Диаметр вентилятора турбореактивного двигателя составляет 3,4 метра, а диаметр его воздухозаборника — 4,5 метра. Для сравнения, диаметр GE9X всего на 20 сантиметров меньше диаметра фюзеляжа лайнера Boeing 767 и на 76 сантиметров больше диаметра фюзеляжа лайнера Boeing 737. Для снижения общей массы конструкции GE9X лопатки его вентилятора выполнены из углепластика. В силовой установке также используются керамические матричные композиты.
Длина пассажирских самолетов Boeing 777X в зависимости от версии составит 69,8 или 76,7 метра, а размах крыла — 71,8 метра. Лайнер получит складное крыло, благодаря которому сможет помещаться в стандартном авиационном ангаре. Размах сложенного крыла лайнера составит 64,8 метра. Максимальная взлетная масса лайнера составит 351,5 тонны. Самолет сможет выполнять полеты на расстояние до 16,1 тысячи километров.
Василий Сычёв
Строительство ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс» завершено и судно введено в эксплуатацию, говорится в сообщении Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, поступившем в редакцию N + 1. Судно отправится в первый рейс 1 сентября. Оно позволит ученым продолжить регулярные исследования центральной Арктики, которые проводились на дрейфующих станциях «Северный полюс» с 1930-х годов.