Орбитальный аппарат «ЭкзоМарс» успешно уклонился от столкновения с Марсом

В понедельник, 17 октября, в 5:42 по московскому времени аппарат Trace Gas Orbiter успешно выполнил маневр уклонения от столкновения с Марсом. В результате короткого (менее двух минут) включения двигателей он увеличил высоту орбиты на несколько сот километров относительно поверхности планеты. Позднее, в среду, произойдет основное торможение и TGO окажется окончательно захваченным гравитационным полем Марса. Об этом сообщает Европейское космическое агентство.

16 октября произошло отделение от TGO спускаемого модуля «Скиапарелли». На момент отделения оба аппарата двигались по траектории столкновения с Марсом. 19 октября ожидается посадка зонда на планету, и если TGO не изменил бы своей траектории, то его также ждало бы столкновение с небесным телом.

Аппарат включил свой главный двигатель на 1 минуту и 46 секунд, что изменило его скорость на 42 километра в час. В результате этого высота его траектории над Марсом увеличилась на несколько сотен километров и столкновения удалось избежать. Сигнал с телеметрией был получен в 06:00, задержка связана с большим расстоянием между Марсом и Землей, на преодоление которого у света сейчас уходит 9 минут и 38 секунд.

Через два дня, 19 октября, в 16:04 ожидается второе включение главного двигателя. На этот раз он проработает более двух часов (134 минуты) и значительно затормозит аппарат. После этого TGO перейдет на вытянутую орбиту вокруг Марса: с большой осью около 100 тысяч километров и малой осью «всего» в 250-300 километров.

Trace Gas Orbiter — орбитальный аппарат совместной европейско-российской миссии «ЭкзоМарс». На его борту находятся научные приборы, анализирующие состав марсианской атмосферы и исследующие поверхность планеты. Среди них инфракрасные спектрометры и нейтронные детекторы, разработанные в Институте космических исследований РАН. Кроме того, TGO способен работать как ретранслятор сигналов от аппаратов, работающих на поверхности Марса — к примеру, это будет актуально для ровера миссии «ЭкзоМарс», отправка которого ожидается в 2020 году. Основная цель «ЭкзоМарс» — поиск следов жизни на Марсе.

Работа в невесомости обратила вспять ток крови у космонавтов