ESA подтвердило «посадку» «Розетты» на комету Чурюмова — Герасименко

Центр управления полетами Европейского космического агентства подтвердил столкновение «Розетты» с кометой Чурюмова — Герасименко и конец 12-летней миссии аппарата. Столкновение произошло в 13:39 по московскому времени, еще около 40 минут потребовалось последнему сигналу от «Розетты» чтобы достигнуть Земли.

Финальная скорость, на которой произошло столкновение составила 0,9 метра в секунду — 3,24 километра в час. Сразу после посадки антенна аппарата перестала быть направленной на Землю, что сделало связь с «Розеттой» невозможной. За два дня до этого ученые загрузили на устройство программный патч, который навсегда выключит радиовещание «Розетты».

За время посадки аппарат собрал большое количество научных данных, которые нельзя было получить другими способами. Так, исследователи впервые напрямую зафиксировали рост давления в нижних слоях газовой оболочки кометы, а также получили данные о ее химическом составе. Также «Розетта» сделала ряд снимков рекордно высокого разрешения.

Местом посадки стало одно из углублений, расположенных на малой доле кометы. За траекторией аппарата исследователи следили анализируя снимки, сделанные навигационными камерами «Розетты».

Решение о том, что «Розетта» последует к комете вслед за «Филы», было принято несколько месяцев назад. Оно связано с тем, что комета удалилась более чем на полмиллиарда километров от Солнца — энергии, генерируемой солнечными батареями аппарата, становится все меньше. Ранее зонд уже удалялся на такие большие дистанции, однако при этом он находился в режиме гибернации. Второй гибернации «Розетта» может не выдержать из-за радиационных повреждений.

Всего «Розетта» провела на орбите кометы Чурюмова — Герасименко более двух лет — почти треть от полного цикла небесного тела (6 лет и 7 месяцев). За это время аппарат собрал огромный массив научных данных о составе газовой оболочки 67P, ее морфологии и геологии и внутреннем строении. Так, ученые выяснили, что комета является ровесницей Солнечной системы, а значит хранит в себе информацию о том, в каких условиях возникали планеты. Кроме того удалось опровергнуть гипотезу, согласно которой вода на Земле возникла благодаря кометам — изотопный состав водного льда на Чурюмова — Герасименко заметно отличается от земного.

Благодаря «Розетте» человечество совершило первую посадку на комету — 12 ноября на поверхность 67P опустился «Филы». Также сама «Розетта» стала первым аппаратом, вышедшим на околокометную орбиту. Всего миссия продлилась около 12 лет. О других важных открытиях и наблюдениях, сделанных миссией можно прочесть в теме «Розетта» и «Филы».

Образование аминокислот в метеоритах объяснили гамма-излучением