Исследователи из Делфтского технического университета построили беспилотный биплан, который способен осуществлять вертикальный взлет и посадку. Кратко о новом дроне рассказывает IEEE Spectrum.
Традиционные мультикоптеры способны вертикально взлетать и садиться, однако неэффективны при полетах на большие расстояния. Беспилотники самолетного типа эффективны для перевозки грузов на большие расстояния, но для таких дронов нужны специальные катапульты, требушеты или взлетно-посадочные полосы.
Разработчики грузовых беспилотников по-разному пытаются найти наиболее оптимальное промежуточное решение. Например, можно использовать отдельные двигатели для вертикального и горизонтального перемещения дрона или построить тейлситтер для вертикального взлета и посадки на хвост — это позволяет проектировать беспилотник самолетного типа с минимальными доработками.
Новый дрон, названный Delftacopter («Делфтакоптер»), представляет собой биплан-тейлситтер. В конструкции используется один маршевый двигатель и два маневровых, которые используются для стабилизации беспилотника в полете, а также в поворотах корпуса при взлете и посадке. Благодаря двум крыльям, отмечают разработчики, у беспилотника лучше маневренность и устойчивость при переходе от вертикального полета к горизонтальному. Дрон весит четыре килограмма, может провести в воздухе час и летает на расстояние до 60 километров.
В рамках соревнований Medical Express UAV Challenge, которые пройдут в Австралии в конце сентября, новый беспилотник будет испытан на автономном маршруте. Delftacopter пролетит 30 километров, приземлится в заданной точке на безопасном расстоянии от людей. После этого на борт погрузят образец крови и дрон должен будет самостоятельно вернуться на базу.
Delftacopter — не первый беспилотный тейлситтер. Ранее беспилотник, приземляющийся на хвост, представила швейцарская компания Wingtra. Беспилотный летательный аппарат под названием Wingtra 1 может перевозить груз весом до 500 граммов на расстояние до 60 километров. Среди полноценных самолетов схему «тейлситтер» впервые применила немецкая фирма Focke-Wulf — в 1944 году была завершена разработка конструкции и аэродинамические испытания модели, однако ни одного опытного образца так и не было построено. Позже подобные летательные аппараты испытывались в США в 50-х и 90-х, также самолет, построенный по такой схеме собираются испытать и в наши дни.