Агентство перспективных оборонных разработок (DARPA) Пентагона дало старт программе разработки разнесенной системе слежения за беспилотными летательными аппаратами, летающими в больших городах на высоте менее 300 метров. Программа получила название Aerial Dragnet. В первую очередь новую систему планируется использовать для защиты американских военных от атак дронов террористов.
Сегодня уже существует обширная сеть станций контроля воздушного движения, позволяющая относительно точно для любого заданного момента времени определить местоположение и идентифицировать любое гражданское воздушное судно. Эта система ежедневно отслеживает тысячи авиарейсов.
Однако для небольших беспилотников такой системы слежения не существует. Несмотря на всевозможные правила полетов дронов, установленные в разных странах, по большому счету за этими аппаратами никто не следит. В США существует несколько онлайн-сервисов, дающих информацию о полетах дронов, однако эти данные заносятся в базу самими операторами на добровольной основе.
По данным DARPA, с каждым днем небольшие беспилотники становятся все более функциональными и простыми в управлении, а цены на них постоянно снижаются. Это приводит к все большему распространению таких аппаратов и делает их все более привлекательными для террористов. Чтобы противостоять этой угрозе военным и необходима новая система слежения за беспилотниками.
Согласно требованиям военных, новая система должна уметь обнаруживать и сопровождать дроны, даже за пределами прямой видимости. Датчики системы должны уметь обнаруживать аппараты, летящие в узких пространствах между зданиями, а также сохранять траектории полета всех обнаруженных беспилотников.
Вычислительная часть новой системы слежения должна уметь рассчитывать вероятное продолжение маршрута для тех беспилотников, которые внезапно исчезают из поля наблюдения. Наконец, новая система должна быть масштабируемой, чтобы ее покрытие можно было расширять на еще не покрытые новые городские территории.
В настоящее время разработкой городских систем слежения за беспилотниками занимаются несколько компаний. В частности, в конце прошлого года израильская компания Artsys360 представила серию микрорадаров, которые можно использовать для обнаружения, классификации и сопровождения малых беспилотников, включая любительские дроны в режиме висения.
Радиолокационные станции компании не имеют подвижных частей и могут объединяться в сеть используя разные системы обмена информацией. Станции можно устанавливать на зданиях, заборах, вышках связи. Радары одинаково эффективно работают как на открытой местности, так и в условиях застройки.
При этом не потребуется демонтаж и разборка
Инженеры GE Aerospace Research разработали мягкого робота Sensiworm для обследования технического состояния авиационных двигателей. Робот способен ползать подобно гусенице по вертикальным поверхностям и даже потолку, передавая оператору видеоизображение в реальном времени. С помощью Sensiworm технические специалисты смогут оценивать текущее состояние авиамоторов без необходимости их демонтажа с самолета, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Современные турбовентиляторные двигатели требуют регулярного обслуживания. Они состоят из огромного количества деталей, тщательно изучить состояние которых без снятия двигателя с самолета даже с помощью эндоскпов (бороскопов) порой невозможно. При этом демонтаж мотора и его последующая разборка занимают много времени, в течение которого самолет простаивает на земле. Поэтому инженеры давно работают над альтернативными способами обследования авиадвигателей изнутри без их демонтажа. Одна из таких разработок принадлежит инженерам исследовательского отдела компании General Electric GE Aerospace Research, которые совместно с сотрудниками Университета Бингемтона разработали мягкого робота Sensiworm (Soft ElectroNics Skin-Innervated Robotic Worm) для обследования технического состояния авиационных двигателей изнутри. Вытянутый корпус Sensiworm состоит из мягкого полимерного материала, который способен растягиваться и сокращаться с помощью источника давления. Способ передвижения Sensiworm напоминает движения гусеницы пяденицы. Робот может передвигаться не только по горизонтальным и вертикальным поверхностям, но также и по потолку. Для этого он использует две присоски, расположенные в передней и задней части корпуса. Таким образом Sensiworm может добраться до труднодоступных мест внутри двигателя, включая лопатки компрессоров и турбин. https://www.youtube.com/watch?v=_Mks06p0KVo Внутри автономной версии Sensiworm, помимо собственных источников питания, давления и бортового компьютера, находится камера с источником света, а также другие сенсоры, необходимые сервисным специалистам. Робот может автоматически обнаруживать и обходить препятствия (технических деталей того, как это происходит, разработчики пока не сообщают). По словам создателей Sensiworm, робот должен выполнять роль дополнительных глаз и ушей, исследуя внутренности авиадвигателей на предмет неисправностей, коррозии и повреждения теплоизоляционного покрытия. Разработчики считают, что в будущем он сможет не только передавать изображение интересующих участков в реальном времени, выполняя роль продвинутого варианта бороскопа, но и сможет производить мелкий ремонт. Внутренней инспекции требуют не только такие сложные устройства как авиадвигатели, но даже трубопроводы. Китайские инженеры разработали миниатюрного робота для инспекции внутреннего состояния трубопроводов диаметром меньше сантиметра. Робот состоит из цилиндрических модулей, приводимых в движение актуаторами на основе диэлектрических эластомеров.