Американская компания Tesla Motors разработала новую версию — 8.0 — программного обеспечения для своих электромобилей, в которой реализован новый алгоритм работы с бортовыми радаром и курсовой камерой. Согласно записи в корпоративном блоге компании, новый алгоритм автопилота теперь полагается на радар, как на один из основных источников информации о дороге и объектах на ней, а также реализует групповое обучение автомобилей с запоминанием безопасных, подозрительных и опасных мест.
До сих пор основным источником информации о дороге для автопилота автомобилей Tesla была курсовая камера, а радар выступал лишь вспомогательной системой. Так было сделано потому, что выдаваемое радиолокационной станцией изображение разительно отличается от изображения камеры и сложно для обработки. Дело в том, что для радара, например, древесина полностью прозрачна, люди — полупрозрачны, а вогнутое донце алюминиевой банки, усиливающее сигнал, выглядит как большая бочка.
Избежать ошибок радара можно было бы введя коррекцию изображения радара с помощью изображения с курсовой камеры. Однако последняя становится бесполезной в условиях снега, тумана или дождя, в то время как радар в этих же условиях продолжает стабильно работать. Для того, чтобы уточнить работу радиолокационной станции Tesla Motors увеличила частоту опроса радиолокационной станции — теперь данные с радара приходят каждые сто миллисекунд, в шесть раз чаще, чем прежде.
Изображения с радара передаются в виде облака точек. Из таких изображений формируется трехмерная картина окружающего мира, причем высокая частота опроса радара позволяет сформировать подвижное облако точек и таким образом выявить подвижные объекты или предметы, усиливающие излучение. Например, по мере приближения автомобиля к алюминиевой банке будет изменяться угол, под которым падает излучение радара на ее донце и под которым оно отражается, а значит будет меняться видимый радаром размер этого объекта.
Ранее генеральный директор Tesla Motors Илон Маск заявлял, что в новом алгоритме будет реализовано темпоральное сглаживание получаемой с помощью радара трехмерной карты окружающего мира. Как именно оно будет реализовано, Маск не уточнял. Обычно темпоральное сглаживание подразумевает покадровую обработку видеоизображения, определение ключевых областей и «смешивание» следующих друг за другом кадров для избегания дрожания и дергания изображения, а также межкадрового «исчезновения» объектов.
Однако доработка алгоритма работы с радаром автомобилей Tesla не решила распознавания важной для безопасной езды в режиме автопилота особенности автомобильных дорог — въездов в подземные тоннели. Дело в том, что с точки зрения курсовой камеры и радара перекрытия над въездом в такие тоннели, висящие на них дорожные знаки и дорожное полотно, по которому едет Tesla, находятся в одной плоскости. В режиме автопилота это приводит к тому, что машина считает риск столкновения крайне высоким и задействует тормоза.
В мае текущего года во Флориде произошла авария с участием Tesla Model S, в которой погиб водитель электромобиля. Tesla в режиме автопилота въехала под полуприцеп тягача, выехавшего перед ней на перекрестке. Предположительно, камера электромобиля приняла выкрашенный в белый цвет полуприцеп за дорожный знак. В свою очередь радар системы автопилота «не увидел» полуприцеп, поскольку его угол возвышения специально занижен, чтобы машина не реагировала торможением на различные низкие объекты.
Для того, чтобы избежать повторения подобных аварий в будущем и ложного реагирования автопилота на перекрытия тоннелей, Tesla Motors ввела групповое обучение. Первое время после обновления программного обеспечения все автомобили Tesla никак не будут реагировать на потенциально опасные с точки зрения системы места, например, въезды в тоннели. Если водители Tesla, несколько раз проезжая такие места, будут притормаживать, все электромобили, даже никогда прежде не бывавшие в этих местах, в режиме автопилота тоже станут притормаживать.
Если водители электромобилей не будут пользоваться тормозами при проезде участков трассы, считающихся Tesla опасными, то впоследствии эти участки будут помечены как безопасные. И другие электромобили в режиме автопилота также не будут задействовать тормоза. Для того, чтобы обучение было безопасным, бортовой компьютер Tesla будет постоянно анализировать данные об окружающем мире. Если он посчитает вероятность столкновения очень высокой, тормоза будут задействованы автоматически.
По мнению Tesla Motors, это не позволит избежать большинства аварий, но зато позволит снизить скорость движения до безопасного уровня. В целом же, доработка программного обеспечения Tesla, включая групповое обучение и активное использование радара, по мнению компании, приведет к тому, что в подавляющем большинстве случаев тормоза будут использоваться автопилотом корректно, «даже если в условиях нулевой видимости перед машиной сядет НЛО».
Радар стал частью системы безопасности электромобилей Tesla в октябре 2014 года. В ее состав также входят курсовая камера, передние и задние ультразвуковые датчики. Изначально эти устройства использовались лишь для предупреждения водителя о возможной опасности и экстренного торможения, если автомобиль считал столкновение неизбежным. В октябре 2015 года Tesla Motors реализовала в программном обеспечении электромобилей функцию автопилота. Радар, камера и ультразвуковые датчики стали использоваться им.
Компания готовится к следующему этапу сертификации
Летающий гибридный четырехместный автомобиль A5, разрабатываемый компанией ASKA, получил специальный сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиацией США. Во время экспериментальных полетов планируется собрать данные для дальнейшего прохождения процедуры получения сертификата типа, сообщает New Atlas. Инженеры не оставляют идею создать летающий автомобиль, который мог бы как передвигаться по дорогам общего пользования, так и летать. На сегодняшний день существует множество проектов такого рода и некоторые из них уже выполняют тестовые полеты, как, например, летающий автомобиль AirCar, разрабатываемый словацкой компанией Klein Vision. Недавно к числу официально допущенных к испытательным полетам прототипов присоединился летающий автомобиль A5 от компании ASKA. Проект был впервые анонсирован в 2018 году, а в январе 2023 года на выставке CES представлен первый полностью функциональный прототип. Четырехколесный автомобиль рассчитан на перевозку четырех человек, включая пилота-водителя. На земле в движение A5 приводят четыре электромотора, встроенные в колеса. Они способны разогнать автомобиль до 105 километров в час менее чем за пять секунд. Разгон с помощью колес также помогает сократить дистанцию разбега при взлете. Для полета A5 оборудован двумя складными крыльями. Во время движения по дороге они находятся в сложенном виде на крыше транспортного средства, а перед полетом автоматически разворачиваются. На них установлены шесть электромоторов с двухлопастными воздушными винтами. Два двигателя из четырех, установленных на заднем крыле, могут поворачиваться, создавая тягу в горизонтальном полете. Летающий автомобиль может подниматься в воздух вертикально с места или взлетать по-самолетному с небольшим разбегом. Кроме основных литий-ионных батарей на борту также установлен резервный бензиновый генератор. По заявлениям разработчиков, включение генератора помогает увеличить время полета на 30 минут. В итоге максимальная дальность полета составляет 402 километра. Помимо резервного мотора в целях безопасности летающий автомобиль оборудован аварийным парашютом. Недавно Aska А5 наконец получил от Федерального управления гражданской авиацией (FAA) США специальный сертификат летной годности, а также разрешение на полеты с испытательными целями. Данные, собранные в результате экспериментальных полетов, позволят в дальнейшем перейти к процедуре получения сертификата типа, открывающего дорогу к серийному производству ASKA A5. https://www.youtube.com/watch?v=d-O-sov-0S0 В отличие от A5, который имеет крылья и может летать как самолет, проект летающего автомобиля, разрабатываемый китайской компанией XPeng, будет построен по чисто мультикоптерной схеме.