Китайское авиастроительное предприятие Xian Aircraft приступило к разработке нового дальнего стратегического бомбардировщика. Как пишет Aviation Week, о начале работ объявил командующий ВВС Китая генерал Ма Сяотянь. Предварительные работы по некоторым элементам перспективного самолета уже завершены.
Китай стал третьей в мире страной (после России и США), располагающей стратегическими бомбардировщиками, в 2007 году, когда принял на вооружение самолет H-6K. Он представляет модернизированную версию дальнего бомбардировщика H-6, лицензионной копии советского Ту-16, совершившего первый полет еще в 1952 году.
Несмотря на то, что H-6K получил новое бортовое оборудование, современные российские турбовентиляторные двигатели Д-30КП и системы сброса ядерных бомб и запуска крылатых ракет, он не может считаться элементом ядерного щита. Для этого самолет должен удовлетворять нескольким требованиям.
Дальность H-6K крайне мала — 3,5 тысячи километров при полной боевой загрузке в девять тонн или шесть тысяч километров при частичной загрузке и заполнении двух дополнительных внутренних топливных баков. Кроме того, самолет не может нести значительную бомбовую нагрузку, как стратегические бомбардировщики России и США: 45 тонн у Ту-160 и 31,5 тонны у B-52H Stratofortress.
Новый китайский стратегический бомбардировщик можно будет использовать как в интересах ядерного сдерживания, так и для нанесения ударов по отдаленным территориям, как это делали, например, американские B-52 в Ираке и Афганистане и российские Ту-160 в Сирии. Технические характеристики будущего китайского самолета, предположительно получившего обозначение H-20, пока не известны.
Предположительно, его дальность полета будет превосходить максимальную дальность H-6K с дополнительными топливными баками. Не исключено, что для ускорения работ в новом самолете будут использованы элементы самолетов других проектов. В частности, H-20 может получить крыло военно-транспортного самолета Y-20.
Кроме того, для бомбардировщика могут адаптировать и фюзеляж транспортного самолета, несколько изменив его форму, чтобы соблюсти баланс между грузоподъемностью и максимальной скоростью полета. Предположительно, H-20 будет дозвуковым самолетом. H-20 оснастят четырьмя китайскими турбовентиляторными двигателями WS-20, способными развивать тягу в 133,4 килоньютона.
О том, что Китай намерен разработать новый стратегический бомбардировщик стало известно еще в 2011 году. Тогда китайские военные заявляли, что скорее всего новый самолет будет создаваться с упором на малозаметность. В частности, планер самолета планировалось сделать аналогичным американскому бомбардировщику B-2 Spirit. В качестве срока принятия H-20 на вооружение назывался 2025 год.
Стратегическим бомбардировщиком называется самолет, способный наносить бомбовые и ракетные удары по важным объектам, расположенным в глубине территории противника. До 15 октября 1993 года к числу стран, располагающих дальними стратегическими бомбардировщиками, относилась Великобритания. На ее вооружении стояли самолеты типа Handley Page Victor, разработанные в первой половине 1950-х годов.
Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 «Премьер» выполнил первый полет с включенным бортовым радиотехническим комплексом. Как сообщает «Ростех», все системы и оборудование летающего радара во время испытаний отработали корректно.