Обнаружен «пятиполый» вирус животных

В инфицированных вирусом клетках видны вакуоли, заполненные мембранными везикулами, которые, предположительно, содержат вирусные частицы

Jason Ladner et al., 2016

Американские медики выделили вирус животных, состоящий из пяти независимых компонентов, причем для размножения в клетке требуются минимум четыре из них. В статье, опубликованной журналом Cell Host & Microbe, ученые относят новый вирус к большой и плохо изученной группе «сегментированных» Jingmenvirus.

В отличие от удвоения ДНК, репликация РНК происходит с большим числом ошибок. Поэтому крупные геномы некоторых РНК-содержащих вирусов могут состоять из нескольких сегментов. Предполагается, что несколько молекул меньших размеров, объединившись в цельный геном, могут компенсировать высокий уровень ошибок при репликации. В некоторых случаях фрагменты генома еще и помещаются в отдельные белковые оболочки-капсиды; активность проявляет лишь «полный комплект» частиц, одновременно оказавшихся в клетке хозяина. Этот механизм отдаленно напоминает половое размножение и иногда даже зовется «сексом вирусов». Он облегчает обмен фрагментами генома между компонентами вируса, происходящими из разных штаммов, повышает внутривидовую изменчивость и снижает опасность отдельных мутаций.

Многокомпонентные вирусы достаточно распространены у растений и грибов, у животных их стали обнаруживать недавно. Биологи американского Армейского медицинского исследовательского института инфекционных заболеваний (USAMRIID) Джейсон Ладнер (Jason Ladner), Густаво Паласиос (Gustavo Palacios) и их коллеги описали такого паразита, состоящего из пяти отдельных сегментов. Найденный у комаров рода Culex, он может быть отнесен к обширной и пока неисследованной группе многокомпонентных вирусов Jingmenvirus.

Вирусы Guaico Culex (GCXV) авторы выделили из шести комаров, пойманных в Центральной и Южной Америке. Ученые определили, что геном у четырех образцов включает четыре сегмента одноцепочечной РНК, каждый из которых упакован в собственную белковую оболочку. Еще у двух эти четыре сегмента были дополнены пятым, который, видимо, не является абсолютно необходимым для действия вируса. Два самых крупных сегмента РНК содержат по одному гену, и оба из них демонстрируют родство с генами некоторых белков флавивирусов. Нуклеотидная последовательность трех меньших сегментов непохожа ни на одну, известную прежде: судя по всему, в них кодируются несколько структурных белков капсидов GCXV.

Очищенные частицы GCXV имели сферическую форму и диаметр 30-35 нм. И хотя геном GCXV оказался отдаленно родственен флавивирусам, включая вирусы Зика и клещевого энцефалита, в экспериментах на культурах клеток он заражал лишь комаров, причем вызываемая им инфекция для них несмертельна. В клетках других насекомых, паукообразных и позвоночных размножения вирусных частиц не наблюдалось. Новорожденные мыши, которым делали инъекции GCXV, не демонстрировали никаких признаков болезни.

Авторы также сообщают о выделении из крови африканских мартышек, красных колобусов, четырехсегментного вируса Jingmen Tick Virus (JMTV) RC27, который прежде был обнаружен у клещей Rhipicephalus, поражающих крупный рогатый скот. По мнению ученых, оба вируса — а также несколько родственных им — могут составлять новую и, видимо, обширную группу Jingmenvirus, паразитов, разные виды которых специализируются на разных животных, от круглых червей и паукообразных до млекопитающих.