Совет транспортной безопасности Австралии обнародовал несколько докладов о расследовании авиационных происшествий. Как пишет Aviation Week, согласно этим докладам, в апреле и мае 2016 года на двух пассажирских самолетах сгорели печки, использующиеся для разогрева пищи. Причиной из возгорания стали ошибки в программном обеспечении, управляющем параметрами их работы.
Питание для пассажиров загружается в самолеты охлажденным до околонулевой температуры. Перед взлетом бортопроводники загружают контейнеры с едой в специальные печи, где питание разогревается на протяжении взлета и набора высоты. Продолжительность разогрева определяется видом еды, а печь все время работы управляется встроенной программой.
Первый случай возгорания печи произошел 17 апреля 2016 года, когда пассажирский самолет Boeing 787-900 Dreamliner авиакомпании United Airlines вылетел из аэропорта Сиднея в Сан-Франциско. Вскоре после взлета экипаж обнаружил «дым с электрическим запахом», выходящий из печек, и слабые голубые вспышки. Пилоты обесточили кухню и вернули самолет в аэропорт вылета.
Второй такой случай был зарегистрирован в середине мая на другом «Дримлайнере» авиакомпании United Airlines, вылетевшем из Мельбурна. Экипаж почувствовал сильный «электрический запах». После этого пилоты отключили все основное энергопитание в салоне и после экстренного сброса топлива посадили самолет в аэропорту отправления.
По итогам расследования выяснилось, что первом случае в печи произошел перегрев электромотора, который неправильно управлялся программным обеспечением. Перегрев расплавил обмотки ротора и произошло короткое замыкание. После этого в печи сгорел предохранитель. Во-втором случае подробного расследования не проводилось. При поиске неисправности техники нашли в одной из печей сгоревший предохранитель и полностью заменили прибор.
Американский авиастроительный концерн Boeing уже объявил, что в настоящее время совместно с производителем печей, название которого не уточняется, занимается разработкой исправленной версии программного обеспечения. Оно будет обновлено на всех печах, которые работают под его управлением. Согласно списку субподрядчиков, печи, бойлеры и генераторы льда для кухонь Boeing 787 поставляет компания Zodiac Premium Galleys.
Лайнеры Boeing 787 выполняют регулярные рейсы с 2011 года. К настоящему времени было построено уже 445 таких самолетов. Их используют несколько десятков авиаперевозчиков. Крупнейшими операторами B787 являются All Nippon Airways, United Airlines и Japan Airlines. Boeing 787 может перевозить от 242 до 340 пассажиров.
Неисправность одного из винтов привела к поломке несущей конструкции пилона
Британский разработчик аэротакси Vertical Aerospace объявил о завершении предварительного расследования аварии прототипа VX4, которая произошла 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытания, имитировавшего отказ одного из двигателей. Согласно опубликованной на сайте информации, причиной падения прототипа стала неисправность одного из воздушных винтов, спровоцировавшая поломку несущей конструкции пилона, на котором размещаются двигатели. Проект электрического аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace был впервые представлен в 2020 году. Это конвертоплан с фюзеляжем длиной 11 метров, 15-метровым прямым крылом и V-образным хвостовым оперением. На крыле на четырех пилонах расположены восемь электромоторов с воздушными винтами. При этом четыре из них, расположенные перед передней кромкой крыла, имеют поворотный механизм и могут разворачиваться на 90 градусов при переходе от режима висения к горизонтальному полету. Другие четыре винта закреплены неподвижно на тех же пилонах, но позади крыла. Кабина VX4 рассчитана на перевозку четырех пассажиров и одного пилота. Первый полет летательного аппарата, проходивший в режиме висения на небольшой высоте со страховочными тросами, произошел в сентябре 2022 года. После серии аналогичных испытаний в июле 2023 года VX4 совершил первый свободный полет, в котором дистанционно-управляемый летательный аппарат разогнался до скорости 70 километров в час. Однако 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытаний, в которых изучалось поведение аэротакси в случае отказа одного из двигателей, прототип совершил жесткую посадку и частично разрушился. . Компания начала расследование и 31 августа сообщила о первых результатах: причиной падения стала неисправность одного из передних воздушных винтов. Он отсоединился от крепления после запланированного отключения другого двигателя во время испытаний. Возникшие из-за этого несбалансированные нагрузки привели разрушению несущей конструкции моторного пилона. После чего воздушное судно перешло к устойчивому снижению, прежде чем получило повреждения при столкновении с землей. Компания сообщает, что уже переработала конструкцию проблемного пропеллера, и устранила существовавшую в его ранней модификации проблему. Новый пропеллер будет использоваться в следующей фазе испытаний. Также Vertical Aerospace отмечает, что ключевые показатели остальных электросистем, включая батареи, во время и после инцидента оставались в допустимых пределах, продемонстрировав свою надежность. Более подробная информация будет опубликована, когда Отдел расследования воздушных происшествий Великобритании завершит разбирательство. Теперь Vertical Aerospace будет ожидать завершения строительства второго и третьего прототипов, в конструкцию которых внесено множество улучшений. Ожидается, что они будут готовы уже в 2024 году. Поврежденный VX4 будет использоваться в дальнейшем только для наземных тестов. При этом авария не должна сказаться на запланированных сроках сертификации. Они остаются прежними — компания планирует пройти ее в 2026 году. Множество компаний, разрабатывающих прототипы аэротакси, уже находятся на завершающих стадиях испытаний. Например, недавно китайская компания EHang объявила об окончании всех сертификационных тестов своей модели полностью автоматического двухместного аэротакси EH216-S. В ближайшее время компания станет первой в мире получившей сертификат типа на воздушное судно такого класса.