Китайские инвесторы и украинская госкомпания «Антонов» подписали соглашение, в рамках которого Китай получил право собственности на крупнейший в мире транспортный самолет Ан-225 «Мрия». Этот самолет проектировался в качестве носителя советского многоразового космического корабля «Буран». Согласно сообщению на странице китайского новостного агентства CCTV в Facebook*, по условиям договора китайская сторона также получила право на использование чертежей самолета.
По данным агентства, покупателем выступила компания China Airspace. Как ожидается, первая «Мрия» китайской сборки будет собрана в первой половине 2019 года. Другие подробности о заключенном соглашении не уточняются. Подтверждения информации от других источников также пока не поступало. Весной текущего года сообщалось, что китайская компания Shaanxi Aircraft и некоторые другие инвесторы вели с «Антоновым» переговоры о достройке Ан-225 на основе консолей крыла и корпуса, хранящихся на украинском предприятии.
При этом портал NEWSru.ua сообщал, что «Антонов» планирует начать серийное производство Ан-225, но для этого требуются инвестиции в размере трех-четырех миллиардов долларов. По словам вице-президента «Антонова» Александра Коцюбы, китайские инвесторы активно интересовались возможностью серийного производства транспортных самолетов. Он также отметил, что Ан-225 будут производиться в старом облике, но с новым оборудованием.
Сегодня Ан-225 существует в единственном экземпляре. Этот самолет совершил первый полет в 1988 году. В конце 1980-х годов планировалось построить второй такой транспортник, однако работы закончить не удалось из-за распада СССР и прекращения финансирования проекта. «Мрия» является крупнейшим из существующих транспортных самолетов. Изначально самолет планировалось использовать в качестве платформы воздушного старта космического корабля «Буран».
После распада СССР Ан-225 и элементы недостроенного второго самолета остались у «Антонова». Украинская компания использует транспортник для коммерческих перевозок крупногабаритных и тяжелых грузов. В частности в 2009 году Ан-225 перевез из Франкфурта в Ереван генератор массой 174 тонны и удерживающую раму для него массой 13,6 тонны. В 2010 году на борту самолета транспортировали две лопасти ветряной электростанции длиной 42,1 метра каждая.
Максимальная грузоподъемность «Мрии» составляет 253,8 тонны. В грузовом отсеке самолета могут поместиться полсотни легковых автомобилей. Длина Ан-225 составляет 84 метра, размах крыла — 88,4 метра, а максимальная взлетная масса — 640 тонн. Шестидвигательный транспортник может выполнять полеты на скорости в 850 километров и совершать полеты на расстояние до 15,4 тысячи километров.
*Facebook принадлежит компании Meta, деятельность которой в России запрещена.
Также компания рассказала об архитектуре двигателя Symphony
На прошедшем Международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже американская компания Boom Supersonic рассказала о внутренней конструкции своего будущего сверхзвукового самолета Overture — кроме трех основных компьютеров на борту будет находиться резервный четвертый, а топливная система будет изменять центр тяжести воздушного судна в зависимости от дозвукового или сверхзвукового режима полета. Также компания рассказала подробности о разрабатываемом для самолета двигателе Symphony. Компания Boom Supersonic из Колорадо представила концепт пассажирского сверхзвукового самолета Overture в 2016 году. В текущей версии проекта длина фюзеляжа составляет 61 метр, размах крыла 18 метров, а взлетная масса 77 тонн. Самолет оснастят четырьмя двигателями, размещенными в отдельных мотогондолах под крылом. Крыло оживальной формы с дополнительным изгибом вдоль продольной оси фюзеляжа (крыло чайки). В конструкции широко используются композитные материалы для снижения массы и расхода топлива. Overture сможет перевозить от 65 до 80 пассажиров со сверхзвуковой крейсерской скоростью 1,7 Маха на расстояние до 7870 километров без применения форсажного режима двигателей. Специально для самолета разрабатывают двигатель Symphony, который работает на синтетическом топливе. Перед постройкой полноразмерного прототипа самолета компания планирует отработать ряд технологий на прототипе XB-1 Baby Boom — уменьшенной версии самолета с двуместной кабиной. Размах крыла XB-1 составляет 5 метров, а взлетный вес около 6 тонн. В отличие от полноразмерного прототипа, демонстратор имеет только три двигателя в хвостовой части. Выкатка готового прототипа демонстратора технологий произошла в 2020 году, а первый полет планируется в середине 2023 года. На недавно завершившемся Международном аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже компания Boom Supersonic отчиталась о текущем прогрессе проекта и представила информацию о ключевых деталях конструкции самолета и двигателя. Например, топливная система Overture позволит контролировать положения центра тяжести за счет перераспределения топлива в зависимости от дозвукового или сверхзвукового режима полета. Она будет полностью совместима с синтетическим топливом, которое планируется использовать для двигателей Symphony. Гидравлическая система получит тройное резервирование. Управлять самолетом будущему экипажу придется с помощью боковых ручек (сайдстики). Помимо трех основных компьютеров, ответственных за управление на борту будет также резервный четвертый. На этапах взлета и посадки для улучшения обзора, которому мешает длинный заостренный нос самолета, будет использоваться вспомогательная видеосистема, входящая в комплекс бортовой авионики. Шасси самолета позволит использовать взлетно-посадочные полосы большинства современных аэропортов. https://www.youtube.com/watch?v=x6hk9ct9rpw Также на выставке представили новую информацию о внутреннем устройстве турбовентиляторного двигателя Symphony. Двигатель без форсажной камеры и имеет среднюю степень двухконтурности. Его оснастят вентилятором диаметром 183 сантиметра. Компрессор и турбина низкого давления имеют по три ступени, а компрессор высокого давления — шесть. Турбина высокого давления одноступенчатая. Максимальная тяга, развиваемая двигателем, составит около 160 килоньютонов. https://www.youtube.com/watch?v=0Vzt5l3DgHg&t=1s Согласно текущим скорректированным планам компании первый полет Overture должен произойти в 2027 году. Получение сертификата типа запланировано в 2029 году. В данный момент продолжается строительство помещений цеха в Северной Каролине, где планируется производить сборку. К самолету проявляют интерес крупные авиаперевозчики. Так, о своих планах на приобретение в общей сложности нескольких десятков Overture уже заявили такие авиакомпании как American Airlines, United Airlines и Japan Airlines. Подробнее о перспективах нового поколения сверхзвуковых самолетов читайте в нашем материале «Включите сверхзвук».