Российские предприятия разработают новую ракету-носитель для плавучего космодрома «Морской старт». Об этом, как сообщает РИА Новости, заявил президент Ракетно-космической корпорации «Энергия» Владимир Солнцев. По его словам, новая ракета заменит украинские «Зенит-3SL», производство которых заморожено.
«Морской старт» представляет собой плавучую стартовую платформу «Одиссей», переоборудованную из бывшего японского танкера «Оушн Одиссей» 1984 года постройки, а также сборочно-командное судно «Си Лонч Коммандер». Космодром располагается в самой спокойной точке Тихого океана недалеко от Острова Рождества.
Космодром работает с 1995 года, а запуски ракет с него производятся с 1999-го. К настоящему времени с него были запущены 36 ракет-носителей, три запуска закончились аварией. Последний старт ракеты-носителя с космодрома состоялся в мае 2014 года; носитель вывел в космос французский спутник связи Eutelsat 3B.
Для вывода в космос полезной нагрузки с «Морского старта» использовались ракеты-носители «Зенит-SL», выпускавшиеся украинским заводом «Южмаш». Из-за политических разногласий между Россией и Украиной, а также отсутствия интереса к продукции предприятия со стороны других покупателей «Южмаш» практически не имеет заказов. В результате завод работает по трехдневному режиму и не получает финансирования.
«Зенит-3SL» представляет собой трехступенчатую ракету, созданную на базе «Зенит-2». Длина носителя составляет 59,6 метра, а стартовая масса — 470,8 тонны. Ракеты может выводить на орбиту высотой 200 километров полезную нагрузку массой до 13,7 тонны. Первый полет «Зенит-3SL» состоялся в марте 1999 года.
Первый в истории коммерческий старт с подвижной морской платформы (и первый в истории запуск ракеты-носителя из-под воды) состоялся 7 июля 1998 года. Тогда с борта стратегического атомной подводной лодки «Новомосковск» проекта 667БДРМ «Дельфин» из состава Северного флота России стартовала ракета-носитель «Штиль». Она вывела на низкую околоземную орбиту немецкие микроспутники Tubsat-N и Tubsat-N1.
Его скорость по вертикальным поверхностям достигает шести сантиметров в секунду
Инженеры разработали прототип гибридного орнитоптера, который может садиться и ездить по вертикальным поверхностям. Помимо четырех машущих крыльев он имеет два воздушных винта и гусеничный привод с клейкими лентами, который используется для движения по стенам. Статья с описанием разработки опубликована в журнале Research. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Свобода передвижения, доступная летающим насекомым, давно вдохновляет инженеров, разрабатывающих беспилотники. К примеру способность мух быстро переходить от маневренного полета к передвижению по вертикальной поверхности пытались реализовать создатели дрона SCAMP. Они оснастили квадрокоптер двумя ножками с металлическими коготками, с помощью которых дрон может передвигаться по стенам, цепляясь за мелкие неровности. В случае срыва, дрон быстро включает роторы, чтобы предотвратить крушение. Существуют и другие прототипы мультироторных дронов, со способностью садиться на стены, однако орнитоптеры (даже с ногами) до сих пор на стену садиться не умели. Инженеры под руководством Цзи Айхуна (Aihong Ji) из Нанкинского университета аэронавтики и космонавтики разработали гибридный орнитоптер с небольшими вспомогательными воздушными винтами. Он может садиться на вертикальные поверхности, взлетать с них, а также передвигаться по ним, используя небольшой гусеничный привод с клейким покрытием и прижимную силу пропеллеров. Основную подъемную силу орнитоптера массой 135 грамм создают четыре машущих крыла, расположенные по X-образной схеме. Левая и правая пары крыльев приводятся в движение индивидуальными электромоторами. Изменяя независимо частоту их взмахов можно управлять беспилотником по оси крена. При полете на обычной скорости частота взмахов составляет 15 Герц, а максимально допустимая — 20 Герц. На носу и в хвосте орнитоптера расположены воздушные винты небольшого диаметра. В полете они генерируют дополнительную тягу, а также служат для управления по оси тангажа, отклоняя беспилотник вперед или назад. Ротор, установленный в хвосте, дополнительно имеет механизм управления вектором тяги — он может отклоняться с помощью сервопривода влево или вправо. Благодаря этому происходит управление орнитоптером по оси рыскания. В передней части аппарата установлен гусеничный привод, который используются для движения по вертикальным плоскостям. Ленты привода покрыты полидиметилсилоксаном, адгезивные свойства которого позволяют орнитоптеру удерживать сцепление с вертикальной поверхностью. При посадке на вертикальную поверхность орнитоптер сначала касается ее лентами привода, после чего изменяет уровни тяги хвостового и переднего роторов и переворачивается, прижав хвост к стене. Далее тяга роторов используется для создания прижимной силы. Так повышается сцепление и исключается возможное опрокидывание при движении. Взлет происходит в обратном порядке. Полный непрерывный переход воздух—стена—воздух происходит за 6,1 секунды. Прижимаясь к поверхности, гибрид может перемещаться по ней с помощью гусениц со скоростью до шести сантиметров в секунду. В экспериментах орнитоптер смог успешно сесть и прокатиться по стеклу, деревянной двери, мрамору, древесной коре, эластичной ткани и окрашенному листу металла. В воздухе на одной зарядке прототип может находиться около четырех минут и пролетать за это время около одного километра с максимальной скоростью 6,8 метров в секунду. https://www.youtube.com/watch?v=5st-wNxukTg В будущем разработчики планируют повысить сцепление гусеничного узла за счет добавки микрошипов в материал гусеничных лент. Также орнитоптеру добавят автономности — для этого его осностят сенсорами для самостоятельной навигации. Ранее другая команда инженеров, вдохновившись устройством крыльев жука-носорога, создала механическое крыло, которое может на короткое время складываться при ударе о препятствие, а затем вновь распрямляться за счет подвижного узла в верхней кромке. Миниатюрный орнитоптер с такими крыльями может продолжать стабильный полет, даже если его крылья ударяются об окружающие предметы.