Германский аэрокосмический центр (DLR) провел испытания бампера, установленного на вагон. Как сообщает Wired, по мнению разработчиков, такое энергопоглощающее устройство позволит существенно повысить безопасность железнодорожных поездов при столкновении друг с другом или стоящими на путях объектами.
Железнодорожные аварии представляют серьезную опасность жизни пассажиров поездов. При столкновении составов в лучшем случае часть вагонов сходит с путей, а в худшем — вминается друг в друга, собираясь гармошкой. Причиной этого является отсутствие мощных демпфирующих устройств (буферы служат лишь для смягчения соударения сцепок вагонов при торможении) и зон смятия, похожих на автомобильные.
Разработка таких средств пассивной безопасности для железнодорожного транспорта практически не ведется по нескольким причинам. Во-первых, железнодорожные аварии достаточно редки, чтобы операторов поездов можно было убедить в необходимости покупать бамперы и зоны смятия для вагонов. Во-вторых, такие устройства существенно усложнят и утяжелят конструкцию поездов.
Исследователи из DLR решили исправить это положение. Они разработали прочную металлическую раму, которую закрепили на нескольких подвижных амортизационных цилиндрах на торце вагона. Эту конструкцию установили на грузовой вагон массой 72 тонны. Во время испытаний со стоящим модифицированным вагоном столкнулся обычный грузовой вагон, катившийся со скоростью 18,5 километра в час.
Испытания контролировались несколькими датчиками, установленными на бампере грузового вагона, и скоростными камерами. При столкновении амортизирующие цилиндры, замедляясь, задвинулись в предназначенные для них пазы, поглотив большую часть кинетической энергии. При этом ни обычный вагон, ни вагон с бампером не получили практически никаких повреждений.
В ближайшее время исследователи намерены проанализировать полученные данные, а также провести компьютерное моделирование этого столкновения, чтобы затем можно было доработать конструкцию бампера. Позже немецкие разработчики намерены проверить, как вагоны с бамперами поведут себя при столкновении в сцепке.
Сегодня активной разработкой систем пассивной безопасности для поездов занимается американский железнодорожный оператор Metrolink. Работы начались после того, как поезд компании в 2008 году столкнулся с грузовым составом под Лос-Анджелесом. Погибли 25 человек и более ста получили ранения.
К настоящему времени Metrolink потратила на разработку около 250 миллионов долларов. Американский железнодорожный оператор намерен оснащать пассажирские вагоны зонами смятия, похожими на те, что используются в автомобилях. При столкновении конструкция таких зон значительно деформируется, поглощая кинетическую энергию и защищая от повреждений более прочную внутреннюю капсулу.
Прототип получил сертификат летной годности и готовится к первому полету
Американская компания Boom Supersonic приступила к рулежным испытаниям технологического демонстратора сверхзвукового пассажирского самолета XB-1, который готовится совершить первый полет с аэродрома аэрокосмического центра в пустыне Мохаве. Компания также сообщила, что прототип XB-1 недавно получил сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиации США, разрешающий проведение испытательных полетов. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Американская компания Boom Supersonic занимается разработкой экспериментального самолета-демонстратора XB-1 «Baby Boom» с начала 2010-х. С его помощью она собирается испытать ряд технологий, которые затем будут применены в сверхзвуковом пассажирском самолете Overture, рассчитанном на перевозку от 65 до 80 пассажиров с крейсерской скоростью 1,7 Маха на расстояние до 7870 километров. XB-1 представляет собой уменьшенную версию пассажирского самолета с двухместной кабиной в масштабе одной трети от размеров Overture. Размах оживального крыла XB-1 составляет 5,2 метра, длина фюзеляжа — 21,6 метра, взлетная масса прототипа — около шести тонн. В конструкции самолета широко используются композитные материалы, а также титан. Расположенные в хвостовой части три двигателя General Electric J85-15 работают на синтетическом топливе и выдают суммарную тягу около 55 килоньютон. Они должны разгонять «Baby Boom» до крейсерской скорости 2,2 Маха. Выкатка полностью собранного прототипа состоялась в 2020 году, а в 2022 начались испытания двигателей. Затем XB-1 перевезли из ангара компании в городе Сентенниал, расположенном в штате Колорадо, в аэрокосмический центр в пустыне Мохаве в штате Калифорния. С момента прибытия в Мохаве самолет начал проходить программу наземных испытаний. В нее включены испытания на рулежных дорожках, которые начались на прошлой неделе. Во время рулежных испытаний XB-1 разгоняется с помощью собственных двигателей, набирает определенную скорость, но не отрывается от земли. Также компания сообщила, что прототип XB-1 недавно получил сертификат летной годности в экспериментальной категории от Федерального управления гражданской авиации США, разрешающий испытательные полеты прототипа. https://www.youtube.com/watch?v=Hg9pHnQ4zTs Первый полет XB-1 должен состояться после завершения всех наземных испытаний. Летчики-испытатели Билл Шумейкер и Тристан Бранденбург готовятся к предстоящему полету, отрабатывая основные операции на тренажере, а также на учебно-тренировочном самолете T-38, который будет сопровождать XB-1 в его первом вылете. Успешный полет XB-1 предоставит ценные данные по различным аспектам, включая аэродинамику, воздействие звукового удара и эффективности использования синтетического топлива. Подробнее о перспективах возрождения сверхзвуковых пассажирских самолетов читайте в нашем материале «Включите сверхзвук».