Британские исследователи применили современные аналитические методики для изучения останков «Пилтдаунского человека» — самой известной палеоантропологической мистификации. Они пришли к выводу, что подделку создал один человек, использовав костные фрагменты как минимум двух людей и орангутана. Результаты работы опубликованы в журнале Royal Society Open Science.
О находке останков древнего примата, который предположительно представлял собой переходное звено от обезьяны к человеку, сообщил в 1912 году археолог-любитель Чарлз Доусон. Он рассказал палеонтологу и хранителю отдела геологии Британского музея Артуру Смиту Вудворду, что нашел фрагменты костей в гравийном карьере в Пилтдауне. Вместе они продолжили раскопки и обнаружили еще несколько костных обломков и зубов. Вудворд изучил останки и счел, что они принадлежали одному представителю неизвестных ранее древних людей. Он провел реконструкцию черепа и предложил назвать новый вид Eoanthropus dawsoni.
Предполагаемое открытие «недостающего звена» стало сенсацией в научном мире, хотя первые сомнения в его подлинности были высказаны уже в декабре 1912 года. Критика звучала и в последующие годы, но только в 1953 году в Times появились результаты всестороннего анализа останков, однозначно выявившие подделку. В частности, ученые выяснили, что кости искусственно состарены и окрашены под цвет гравия, а зубы подпилены. Они также установили, что фрагменты принадлежат разным видам: человеку и обезьяне, вероятнее всего, орангутану. Однако насчет того, кто был автором подделки и был ли это один человек, мнения разделились. В их создании подозревали Доусона, Вудворда, Мартна Хинтона (зоолога-волонтера, работавшего с Вудвордом, в вещах которого после смерти нашли искусственно состаренные кости и зубы), Пьера Тейяра де Шардена (французского священника, помогавшего в раскопках) и даже Артура Конана Дойла.
Сотрудники лондонского Музея естественной истории с коллегами из ряда британских вузов изучили фальшивые останки, используя анализ ДНК, рентгеновскую компьютерную томографию, спектроскопию и компьютерное моделирование. Анализ показал, что два клыка из первого участка карьера, коренной зуб из второго участка и челюсть принадлежат одному орангутану, принадлежащего к виду Pongo pygmaeus с острова Борнео. Кости черепа принадлежали как минимум двум разным людям. Радиоизотопное датирование человеческих останков провести не удалось, но исследователи предполагают, что они принадлежали средневековым людям.
Также выяснилось, что многие костные отверстия и зубные каналы разных образцов содержат пилтдаунский гравий и заткнуты мелким щебнем. Полости в костях черепа наполнены цементом для зубных пломб, который использовался также для закрепления зубов в челюстных костях. Коронки и корни всех зубов были сточены в одинаковой манере.
На основании схожей обработки всех останков, найденных на разных участках, и ограниченного числа использованных материалов исследователи пришли к выводу, что подделка выполнена одним человеком. Тот факт, что Доусон был единственным, кто присутствовал при обнаружении всех образцов, указывает на него как на наиболее вероятного автора фальсификации. В пользу такой точки зрения свидетельствует также то, что он обладал достаточными связями для добычи материалов для работы, был весьма честолюбив и знал, как, по мнению современных ему ученых, должно выглядеть «недостающее звено» человеческой эволюции.
Олег Лищук
В инерционных потоках в микроканалах частицы образуют самоупорядоченные массивы в виде «поездов». Группа гидродинамиков из Франции детально изучила процесс формирования таких «поездов» и показала что ими можно управлять, изменяя скорость потока и концентрацию частиц. Результаты работы опубликованы в Microfluidics and Nanofluidics.