В Центральной Америке нашли одну из крупнейших гробниц майя

В центральноамериканском Белизе археологи нашли гробницу представителя элиты майя. По словам ученых это одно из крупнейших захоронений, найденных в стране. Возраст находки не сообщается. О находке сообщает The Guardian.

Королевскую гробницу обнаружили в июле этого года в руинах Шунантунича, одного из городов майя. Археологи вели работы по раскопке центральной лестницы большой пирамидальной структуры и под лестницей нашли захоронение. Гробница представляет собой подземное помещение размерами 4,5 х 2,4 метра, находившееся на глубине от пяти до семи метров. В ней находились останки мужчины, 20-30 лет, который лежал на спине, а его голова была повернута вправо. Первоначальный анализ костей умершего показал, что он был атлетического телосложения, повреждений или болезней, которые могли бы привести к смерти, ученые пока не нашли. Также в гробнице были найдены кости оленя и ягуара, шесть нефритовых бусин, 13 обсидиановых клинков и 36 глиняных сосудов.

У подножия лестницы были найдены два тайника с подношениями богам, в которых ученые нашли артефакты, известные под названием «эксцентрики» — это камни со сколотыми краями (в данном случае куски кремня и обсидиана), которым придавали форму животных или листьев растений. Подобные артефакты использовались в ритуальных целях и практического применения не имели.

В настоящий момент ученые не знают, кто был похоронен в гробнице, но считают, что это был очень влиятельный человек. Обычно гробницы майя «встраивались» в уже существующую структуру. Вновь найденная гробница была построена одновременно с окружавшей ее пирамидой, такая архитектура была типична для других культур, например для древних египтян, для индейцев майя такая постройка необычна. «Другими словами, кажется что храм был построен с единственной целью — чтобы поместить туда гробницу», — замечает руководитель раскопок Хайме Аве, антрополог из университета Северной Аризоны.

Шунантунич был поселением майя еще в начале нашей эры. В 600-670 годах город начал развиваться и расти. В это время город попадает под власть соседнего города Наранхо. Однако примерно в 750 году жители по неизвестной причине покинули Шунантунич.