Новорожденные макаки помогли понять происхождение улыбки

Ученые из Киотского университета в Японии показали, что новорожденные макаки способны улыбаться во сне. Это указывается на то, что улыбка могла возникнуть как минимум 30 миллионов лет назад, еще до того, как разошлись эволюционные линии человека и мартышковых обезьян. Статья опубликована в журнале Primates.

В исследовании участвовали семь новорожденных детенышей японских макак (Macaca fuscata) возрастом от 4 дней до 21 дня, родившихся и содержащихся в приматологическом центре Киотского университета. Их сон записывали на видео и затем анализировали частоту появления спонтанных улыбок и их характеристики.

Оказалось, что все семь новорожденных макак спонтанно улыбаются во сне: каждый из испытуемых улыбнулся хотя бы один раз за время наблюдений. Все улыбки наблюдались во время фазы быстрого сна, и больше половины из них были сделаны левой половиной рта. Обе эти характеристики наблюдаются также и у человеческих младенцев.

Это первое свидетельство того, что новорожденные макаки демонстрируют регулярные спонтанные улыбки. До сих пор это явление наблюдалось только у новорожденных детенышей гоминид: человека и его ближайшего родственника — шимпанзе. По словам Масаки Томонага, одного из авторов исследования, наличие спонтанных улыбок у макак может указывать на то, что улыбка возникла не менее 30 миллионов лет назад — до того, как разошлись эволюционные линии человекообразных и мартышковых обезьян.

Спонтанная улыбка, или улыбка новорожденного, возникает без видимых внешних или внутренних причин и, как принято считать, не связана с эмоциональным состоянием. Дети начинают демонстрировать спонтанные улыбки еще во время внутриутробного развития. К возрасту примерно двух месяцев частота спонтанных улыбок снижается, и они постепенно замещаются социальными, т.е. «обычными» улыбками, которые отражают удовольствие или радость.

Функция спонтанных улыбок до сих пор точно не установлена. Возможно, такие улыбки помогают развитию большой скуловой мышцы, которая впоследствии, на более поздних стадиях развития, используется для смеха и социальных улыбок у человека и для их аналогов у других приматов.

Софья Долотовская

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Безумие в наследство — 2

Как развитие технологий позволило нащупать «топологическое решение» загадки шизофрении

Шизофрения — одна из самых загадочных и сложных болезней человека. Уже более ста лет ученые пытаются понять причины ее возникновения и найти ключ к терапии. Пока эти усилия не слишком успешны: до сих пор нет ни препаратов, которые могли ли бы ее по-настоящему лечить, ни даже твердого понимания того, какие молекулярные и клеточные механизмы ведут к ее развитию. О том, как ученые бьются с «загадкой шизофрении» мы уже неоднократно писали: сначала с точки зрения истории психиатрии, затем с позиции классической генетики (читателю, который действительно хочет вникнуть в суть проблемы, будет очень полезно сначала прочитать хотя бы последний текст). На этот раз наш рассказ будет посвящен новым молекулярно-биологическим методам исследования, которые появились в распоряжении ученых буквально в последние несколько лет. Несмотря на сырость методик и предварительность результатов, уже сейчас с их помощью получены важнейшие данные, впервые раскрывающие механизм шизофрении на молекулярном уровне.