Американские ученые пришли к выводу, что космические полеты за пределы земной орбиты резко повышают вероятность смерти от сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ). С наибольшей вероятностью это связано с действием космической радиации. Результаты работы опубликованы в журнале Scientific Reports.
Сотрудники Флоридского университета с коллегами из других научных центров проанализировали причины смерти космонавтов, входящих в три группы: никогда не летавшие в космос, побывавшие на низкой земной орбите и члены лунной миссии «Аполлон» — единственные на сегодняшний день люди, выходившие за пределы магнитосферы Земли (всего их было 24, к настоящему времени восемь умерли).
Выяснилось, что уровень смертности от ССЗ у космонавтов «Аполлона» (43 процента) примерно вчетверо превышает аналогичный показатель у их коллег, тренировавшихся на Земле (девять процентов) и летавших на низкую земную орбиту (11 процентов).
Чтобы определить возможную причину такой закономерности, исследователи подвергли лабораторных мышей действию радиации, аналогичной космической, симулированной невесомости и обоих факторов одновременно.
Оказалось, что невесомость производит невыраженное негативное воздействие на сердечно-сосудистую систему, однако в течение полугода (эквивалент 20 лет человеческой жизни) его эффекты нивелируются. У мышей, подвергшихся действию радиации с симуляцией невесомости или без нее, через тот же срок наблюдались выраженные нарушения функции внутренней оболочки (эндотелия) артерий. Подобные нарушения лежат в основе развития атеросклероза и вызываемых им заболеваний, таких как ишемическая болезнь сердца (включая инфаркт миокарда), ишемический инсульт и другие.
Таким образом, дальние космические полеты негативно влияют на состояние сердечно-сосудистой системы, что необходимо иметь в виду при планировании будущих миссий за пределы земной магнитосферы.
Олег Лищук
Как развитие технологий позволило нащупать «топологическое решение» загадки шизофрении
Шизофрения — одна из самых загадочных и сложных болезней человека. Уже более ста лет ученые пытаются понять причины ее возникновения и найти ключ к терапии. Пока эти усилия не слишком успешны: до сих пор нет ни препаратов, которые могли ли бы ее по-настоящему лечить, ни даже твердого понимания того, какие молекулярные и клеточные механизмы ведут к ее развитию. О том, как ученые бьются с «загадкой шизофрении» мы уже неоднократно писали: сначала с точки зрения истории психиатрии, затем с позиции классической генетики (читателю, который действительно хочет вникнуть в суть проблемы, будет очень полезно сначала прочитать хотя бы последний текст). На этот раз наш рассказ будет посвящен новым молекулярно-биологическим методам исследования, которые появились в распоряжении ученых буквально в последние несколько лет. Несмотря на сырость методик и предварительность результатов, уже сейчас с их помощью получены важнейшие данные, впервые раскрывающие механизм шизофрении на молекулярном уровне.