Глобальный анализ, проведенный международной коллаборацией по факторам риска незаразных заболеваний NCD-RisC, показал, что в настоящее время наиболее высокие мужчины живут в Нидерландах, а женщины — в Латвии. Результаты работы опубликованы в журнале eLife.
Научный коллектив проанализировал 1472 популяционных исследования, которые включают измерения роста более чем 18,6 миллиона людей, родившихся в 200 странах мира с 1896 по 1996 год. По этим данным ученые оценили географические тенденции к изменению и актуальные данные о среднем росте населения.
Выяснилось, что по состоянию на 2014 год среди мужчин лидируют нидерландцы со средним ростом 182,5 сантиметра. За ними следуют жители Бельгии (181,7 сантиметра), Эстонии (181,6 сантиметра), Латвии и Дании (по 181,4 сантиметра). Самыми рослыми женщинами оказались латвийки (средний рост 169,8 сантиметра), им немного уступают жительницы Нидерландов и Эстонии (по 168,7 сантиметра), Чехии (168,5 сантиметра) и Сербии (167,7 сантиметра).
Наиболее низкие мужчины со средним ростом 160 сантиметров населяют Восточный Тимор. Среди женщин этот показатель минимален в Гватемале — 149 сантиметров.
Больше всего за 100 лет увеличился средний рост иранских мужчин (на 16,5 сантиметра) и южнокорейских женщин (на 20,2 сантиметра). За этот же срок разница в росте между самыми высокими и самыми низкими мужчинами мира увеличилась примерно на четыре сантиметра до 23 сантиметров, а между женщинами практически не изменилась (около 20 сантиметров). Разрыв между полами при этом фактически остался прежним: 11 против 12 сантиметров.
За небольшим исключением средний рост за 100 лет увеличился во всех странах. Исключение составили несколько стран Африки южнее Сахары, в том числе Сьерра-Леоне, Уганда и Руанда.
Олег Лищук
Как развитие технологий позволило нащупать «топологическое решение» загадки шизофрении
Шизофрения — одна из самых загадочных и сложных болезней человека. Уже более ста лет ученые пытаются понять причины ее возникновения и найти ключ к терапии. Пока эти усилия не слишком успешны: до сих пор нет ни препаратов, которые могли ли бы ее по-настоящему лечить, ни даже твердого понимания того, какие молекулярные и клеточные механизмы ведут к ее развитию. О том, как ученые бьются с «загадкой шизофрении» мы уже неоднократно писали: сначала с точки зрения истории психиатрии, затем с позиции классической генетики (читателю, который действительно хочет вникнуть в суть проблемы, будет очень полезно сначала прочитать хотя бы последний текст). На этот раз наш рассказ будет посвящен новым молекулярно-биологическим методам исследования, которые появились в распоряжении ученых буквально в последние несколько лет. Несмотря на сырость методик и предварительность результатов, уже сейчас с их помощью получены важнейшие данные, впервые раскрывающие механизм шизофрении на молекулярном уровне.