Морские биологи сделали подводный микроскоп

Морские биологи из университета Сан-Диего в Калифорнии сделали и протестировали подводный микроскоп. Разрешение устройства достигает 2 микрометров. Результаты работы опубликованы в Nature Communications, кратко о них рассказывается в пресс-релизе университета.

Для того, чтобы сделать подводные фотографии с высоким разрешением не тревожа морских обитателей, нужен объектив с высокой разрешающей способностью, способный очень точно сфокусироваться на объекте. Кроме того, в постоянно меняющихся условиях необходима возможность быстро сфокусироваться на объекте и поменять экспозицию. Для того, чтобы делать неинвазивные снимки, нужно фотографировать с большого расстояния и делать фотографии трехмерных структур.

Авторы микроскопа учли все эти сложности: они использовали длиннофокусный объектив, гибкие линзы с настраиваемым фокусом для 3D микроскопии и светодиоды для подсветки. Бентический подводный микроскоп состоит из блока с оптикой и блока контроля с одноплатным компьютером и дисплеем для управления прибором. Конструкторы предусмотрели в комплекте два объектива, с увеличением в три и пять раз. Максимальное разрешение объективов — три и два микрометра соответственно. Рабочая дистанция объективов составляет более 65 миллиметров. По словам аспиранта университета Сан-Диего и ведущего автора статьи Эндрю Муллена, система способна «увидеть» подводные объекты размером с одну клетку.

Исследователи протестировали микроскоп, наблюдая за миллиметровыми коралловыми полипами в Красном море, вблизи побережья Израиля и вблизи гавайского острова Мауи. С помощью микроскопа биологи смогли увидеть соперничество полипов двух разных видов за участок морского дна — полипы одного вида между собой не соревнуются. «Они умеют различать друзей и врагов», - говорит Муллен.

Ученые сняли видео как два полипа в одной колонии кораллов поворачиваются друг к другу, чтобы «обняться». Это неизвестное до сих пор явление биологи назвали «поцелуем» кораллов.

Профессии будущего