Американские ученые обнаружили, что регулярный прием корицы улучшает обучаемость у мышей с изначально низкими способностями. Отчет об исследовании опубликован в Journal of Neuroimmune Pharmacology.
Сотрудники Университета Раша в Чикаго использовали стандартный лабиринт Барнса с 20 отверстиями, чтобы оценить способность мышей к пространственному обучению (насколько хорошо они запоминают путь к отверстию с приманкой). По результатам теста животных разделили на хорошо и плохо обучаемых. И тех, и других мышей разделили на группы и в течение месяца назначали им плацебо, молотую корицу или ее активный метаболит бензоат натрия. После этого тест повторили.
Выяснилось, что мыши с изначально низкими способностями, получавшие корицу или бензоат натрия, практически сравнялись с хорошо обучаемыми животными. У мышей с изначально хорошими способностями экспериментальное лечение эффекта не имело. Изменений моторных функций под действием препарата не происходило.
Исследование мозга мышей показало, что у животных с плохими способностями к обучению есть существенные отличия в строении и биохимии нейронов гиппокампа (отдела мозга, помимо прочего отвечающего за консолидацию памяти и обучаемость). В частности, в этих клетках был значительно снижены уровни транскрипционного фактора CREB (важного регулятора памяти и обучения), а также NR2A (субъединицы глутаматного NMDA-рецептора), GluR1 (субъединицы глутаматного AMPA-рецептора) и PSD95 (мембранной гуанилаткиназы), обеспечивающих силу синаптических связей и нейрональную пластичность. Кроме того, у таких нейронов было меньше дендритных шипиков (мест прикрепления аксонов других нейронов), чем у соответствующих клеток хорошо обучаемых животных. После приема корицы или бензоата натрия эти показатели нормализовались.
Эксперименты с культурами клеток гиппокампа подтвердили, что бензоат натрия обладает разносторонними положительными эффектами на эти клетки. Под его действием увеличился синтез NR2A, GluR1 и PSD95, а также активировался CREB путем фосфорилирования протеинкиназой А. Также повышался ток кальция через ионотропные рецепторы NMDA и AMPA, что свидетельствует об улучшении синаптической передачи. При этом экспрессию субъединицы альфа-5 тормозного рецептора ГАМК-А, угнетающей активность нейронов, препарат не повышал. Кроме того, бензоат натрия вызывал увеличение числа и размера дендритных шипиков и стимулировал их созревание.
На основании полученных результатов исследователи планируют перейти к исследованию эффектов корицы у человека. Они выразили надежду, что эта пряность может стать доступным, эффективным и безопасным средством улучшения обучаемости у людей с низкими природными способностями, а также, возможно, сможет помочь пациентам с деменцией. Ранее тот же научный коллектив показал, что корица может частично обратить патологические изменения в мозге мышей с аналогом человеческой болезни Паркинсона.
Активный метаболит корицы бензоат натрия — распространенное вещество, в небольших количествах его добавляют во многие продукты в качестве консерванта, а также применяют в медицине при повышении уровня аммония в крови.
Олег Лищук
Низкочастотная оптическая стимуляция мозга усиливает связность между его отделами и стимулирует выработку миелина, что снижает тревожность и по влиянию на поведение напоминает медитацию. К таким выводам пришли исследователи из Университета Орегона, которые установили, что обучение и опыт действительно могут изменять состояние белого вещества на клеточном уровне. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.