Астрономы перепутали Макемаке со сверхновой

Астрономы из команды ASAS-SN, занимающейся автоматизированным обзором неба, случайно приняли карликовую планеты Макемаке за сверхновую, расположенную в другой галактике. Небесное тело оказалось на линии между Землей и галактикой NGC 4725, и ввело в заблуждение астрономов. Ученые рассказали об этом в The Astronomer's Telegram.

Намек на сверхновую в галактике NGC 4725 астрономы нашли на снимках, сделанных 5 июля в 09:48 по московскому времени. Блеск объекта, обнаруженного авторами, достигал 17-й звездной величины, при этом до 26 июня в той же области неба не наблюдалось никаких похожих объектов. Существование объекта подтвердили независимыми наблюдениями.

Поскольку неизвестное небесное тело находилось вблизи центра галактики, авторы предположили, что оно может быть кандидатом в сверхновые. На это указала и абсолютная яркость объекта — светимость, вычисленная с поправкой на расстояние до галактики. Она оказалась близкой к светимости сверхновой ASASSN-16fq, о которой мы недавно писали. Ученые присвоили событию название ASASSN-16gu.

Однако, как сообщили ученые сегодня, объект оказался карликовой планетой Макемаке — одной из пяти крупнейших транснептуновых объектов. На это астрономам указал Боб Кофф из обсерватории Antelope Hills. Орбита небесного тела проходит на расстоянии свыше 38 астрономических единиц от Солнца, причем в некоторых ее областях Макемаке оказывается ближе к Солнцу, чем Плутон. Интересно, что у карликовой планеты недавно нашли спутник.

ASAS-SN — одна из наиболее продуктивных команд, занимающихся поиском и ранним детектированием сверхновых. За 2015 год ученым удалось обнаружить и подтвердить 179 событий, в 2016 году — по меньшей мере 74. Наблюдения за небом ведутся с помощью автоматизированной системы из четырех 14-сантиметровых телескопов, расположенных в обсерватории Халеакала на Гавайских островах