Древние хананеяне импортировали жертвенных животных из Египта

Израильские археологи выяснили, что жители древнего Ханаана (ныне территория Израиля) около пяти тысяч лет назад использовали для жертвоприношений животных, привезенных из Египта. Исследование опубликовано в PLoS ONE.

При раскопках филистимского города Геф (в другом переводе Гат) исследователи обнаружили в археологическом слое, датированном периодом 2900-2500 годами до нашей эры, останки осла, овцы и четырех коз. Скелет осла был найден в фундаменте дома. По словам руководителя раскопок Арена Майера, осла принесли в жертву перед строительством городского дома, а его останки положили в яму, вырытую для фундамента. «Остатки похожих жертвоприношений были найдены в других местах археологических раскопок начала бронзового века в Израиле. Подобные жертвоприношения упоминаются в древних ближневосточных источниках, в том числе в Библии», — говорит Майер.

Археологи исследовали зубы животных с помощью анализа изотопов углерода13) и кислорода18), а также определяли соотношение изотопов стронция в остатках растений, которые росли в разных регионах страны. Анализ показал, что животных вырастили в долине Нила, а в Геф они попали уже взрослыми. «Мы знаем, что диких ослов одомашнили в Северной Африке на несколько веков раньше (в IV тысячелетии до нашей эры — примечание N+1), так что, возможно, основная популяция одомашненных ослов обитала в Египте», — объясняет Майер. «Во время раскопок мы находили объекты из Египта, разных регионов Израиля и из южного Леванта. Так как Геф был одним из крупнейших городов в регионе, мы предполагаем, что он играл важную роль в торговле между филистимскими городами того времени». Результаты, полученные авторами статьи, свидетельствуют о том, что египтяне поставляли жителям Ханаана как домашних, так и вьючных животных.

Ослов одомашнили в IV тысячелетии до нашей эры. До появления верблюдов (в III тысячелетии до нашей эры) ослов использовали в качестве вьючных животных в торговых караванах, курсировавших между Египтом и Ханааном. О том, что ослы играли важную роль в экономике города Гефа свидетельствуют найденные археологами многочисленные захоронения этих животных. Ослов приносили в жертву богам на Ближнем Востоке. Например, в табличках, найденных в месопотамском городе Мари, которые датируются II тысячелетием до нашей эры, указывалось, что ослов приносили в жертву при подписании договоров. Стоит отметить, что ослов приносили в жертву только в до-иудейский период. В иудаизме осел считался нечистым животным, поэтому израильтяне не приносили их в жертву.

Геф (Geth, Gat) — древний город, который упоминается в Библии, как один из пяти филистимских городов. Существование Гефа подтверждается египетскими источниками. Город был расположен на востоке филистимских владений, на границе с Иудеей. В Библии упоминается, что Геф был родиной великана Голиафа, которого победил пастух (и будущий царь) Давид.