Ученые объяснили тератогенный эффект талидомида

Немецкие ученые выяснили молекулярный механизм действия противоопухолевых производных талидомида. Он помог понять появление врожденных дефектов под действием этого препарата. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Medicine.

Талидомид, разработанный немецкой фармкомпанией Grünenthal, впервые появился на рынке в 1957 году. Его продавали как успокоительное и снотворное средство, а также рекомендовали беременным женщинам от утренней тошноты. Вскоре после этого у принимавших талидомид матерей стали рождаться дети с фокомелией (врожденным отсутствием или недоразвитием конечностей) и другими дефектами развития. Всего было зафиксировано около 10 тысяч подобных случаев, в половине из них дети не выжили. Препарат запретили, и все новые лекарства после этого стали тщательно проверять на тератогенность (повреждающее действие на плод). Впоследствии выяснилось, что талидомид и его производные — леналидомид и помалидомид — эффективны в отношении некоторых опухолей крови, и их начали применять по этому показанию.

Сотрудники Мюнхенского технического университета с коллегами из других научных центров, используя различные иммунохимические методы, выяснили, что белок цереблон — биологическая мишень для производных талидомида — необходим для созревания басигина (он же CD147) и мембранного транспортера растворенных веществ SLC16A1 (он же MCT1). Зрелые формы этих белков образуют трансмембранный комплекс CD147-MCT1, отвечающий за многие физиологические процессы: пролиферацию клеток, рост новых сосудов, прорастание опухолей и другие.

Оказалось, что талидомид и его производные связываются с CD147-MCT1 сильнее, чем цереблон, и вызывают дестабилизацию этого комплекса. За счет этого препараты подавляют пролиферацию чувствительных к ним клеток при множественной миеломе и миелодиспластическом синдроме, связанном с делецией в пятой хромосоме.

Чтобы проверить, имеет ли этот механизм отношение к тератогенным эффектам талидомида, ученые вывели трансгенных рыб данио-рерио (Danio rerio) с выключенным геном CD147. У таких рыб наблюдались врожденные дефекты, полностью идентичные тем, что появлялись после введения производных талидомида. Таким образом, и противоопухолевый, и тератогенный эффекты препаратов связаны с их действием на комплекс CD147-MCT1, в результате чего нарушаются рост сосудов и пролиферация клеток.