Специалисты по компьютерной безопасности из Университета Джонса Хопкинса провели серию экспериментов с эксплуатацией уязвимостей, присущих большинству коммерческих беспилотных летательных аппаратов. Как пишет Aviation Week, исследователи хотели показать, что производители не уделяют внимания безопасности дронов и любой злоумышленник может без труда вызвать сбой в его работе.
Для экспериментов специалисты использовали дрон Parrot Bebop. Для взлома беспилотников использовался ноутбук. Сперва исследователи стали отправлять аппарату, находящемуся в воздухе, постоянные запросы на беспроводное подключение. Были отправлены около тысяч запросов, после чего управляющий блок Bebop выключился и беспилотник упал.
Затем исследователи передали летящему дрону исключительной большой пакет данных. Каких именно, не уточняется. Эти данные переполнили буфер обмена беспилотника, вызвав сбой в работе его управляющего блока. В результате этого вмешательства дрон также отключился в воздухе и упал.
Наконец, исследователи отправляли поддельные пакеты с данными на пульт оператора Bebop. Пакеты были собраны таким образом, что пульт воспринимал их, как если бы данные приходили непосредственно с беспилотника. В результате контроллер разрывал связь с Bebop, переключаясь на источник фальшивых пакетов данных. При этом выполнял аварийную посадку.
Специалисты заявили, что проверенные ими уязвимости наиболее распространены среди дронов. Все сведения об уязвимостях Bebop были направлены производителю еще в начале текущего года, однако Parrot пока ничего не ответила на письмо. Специалисты в настоящее время занимаются тестированием уязвимостей других моделей беспилотников.
В ноябре прошлого года американская компания Rockwell Collins совместно с авиастроительным концерном Boeing и 3D-Robotics провела испытания квадрокоптера Iris и беспилотного вертолета Little Bird, устойчивых к взлому. На эти аппараты было установлено специальное программное обеспечение.
Во время испытаний группа специалистов по безопасности пыталась взломать программное обеспечение аппаратов, чтобы перехватить управление ими или вызвать системный сбой. Все попытки были безуспешными. В основу программного обеспечения беспилотников разработчики положили операционную систему seL4, разработкой которой на протяжении семи лет занималась компания Data61.
Особенностью этого программного обеспечения является устойчивое к подменам кода ядро, использующее математические алгоритмы и контрольные суммы для проверки всех запущенных процессов. В этом случае подмена кода становится трудноосуществимой. Кроме того, ядро seL4 обеспечивает раздельное выполнение процессов.
Он предназначен для разгрузки грузовых полуприцепов и контейнеров
Японская компания Mujin, занимающаяся разработкой роботов для работы на складах и систем управления для них, показала работу своего робота TruckBot, предназначенного для разгрузки содержимого трейлеров и грузовых контейнеров. Видео доступно на YouTube-канале компании. Разгрузка содержимого автомобильных полуприцепов и грузовых контейнеров на складах и в логистических центрах может требовать довольно много времени, выступая в роли «бутылочного горлышка», из-за которого в цепочке поставок возникают задержки. Кроме того, зачастую эта физически изнурительная работа выполняется рабочим персоналом вручную, что может представлять угрозу для здоровья людей. Решением этих проблем мог бы стать робот TruckBot, который разрабатывается японской компанией Mujin. Основанная в 2011 году в Токио компания специализируется на создании роботов для складских и логистических работ, а также разработке систем управления для них. Робот TruckBot предназначен для разгрузки грузовых прицепов и контейнеров. Основной элемент его конструкции — подвижная грузовая стрела с транспортерными лентами и роликами наверху. Стрела может отклоняться по вертикали и горизонтали, а также двигаться вперед вместе с рамой робота, проникая вглубь разгружаемого грузового контейнера или прицепа на расстояние до 15 метров. Система управления определяет с помощью камер положение объекта в грузовом контейнере. После этого стрела подводится к объекту и с помощью вакуумных присосок захватывает, подтягивает и устанавливает его на транспортерную ленту. По ней груз попадает на конвейер, установленный позади робота, который перемещает его дальше, например, на сортировку. Таким образом TruckBot способен разгрузить 1000 единиц груза, каждый массой до 22 килограмм за час работы. TruckBot может работать самостоятельно или быть частью группы, состоящей из нескольких роботов разного назначения и конвейеров, объединенных в единую систему, предназначенную для разгрузки, погрузки, сортировки, паллетирования и депаллетирования грузов. Для управления этой системой служит другая разработка компании — система управления MujinController. Использование специализированных роботов, таких как TruckBot, разработанных для выполнения одной конкретной задачи, способно повысить эффективность работы. Однако, их установка может потребовать внесения изменений или даже перестройки помещений. Человекоподобные роботы, созданием которых в последнее время занимается все больше компаний, будут лишены такого недостатка. Благодаря своей антропоморфности они способны передвигаться по тем же помещениям и взаимодействовать с теми же инструментами, что и люди, без необходимости что-либо специально изменять. Например, недавно американская компания Apptronik представила раннюю версию человекоподобного робота Apollo для складской работы.