Американские ученые разработали биокаталитический полимер, способный синтезировать из метана метанол (метиловый спирт). Результаты работы опубликованы в журнале Nature Communications.
Как отмечают сотрудники Ливерморской национальной лаборатории имени Лоуренса и Северо-западного университета в Иллинойсе, простой метод окисления метана до спирта был бы весьма ценен для промышленности, поскольку позволил бы связывать главный компонент природного газа в удобную для транспортировки и переработки жидкую форму, и сократить его выбросы в окружающую среду. Единственные из известных селективных катализаторов, обеспечивающих прохождение этой реакции в нормальных условиях — это ферменты семейства метанмонооксигеназ (ММО), которые продуцируются метанотрофными бактериями.
Производить метанол с помощью этих микроорганизмов невыгодно, поскольку их культивация требует энергии и специального оборудования, а выход получается небольшой. Из-за этого в аналогичных случаях ферменты наносят на твердую микропористую подложку с большой площадью поверхности, закрепляют в реакторе и проводят синтез в водной среде при помешивании.
Однако такой метод подходит только для небольших (до 50 нанометров) растворимых молекул ферментов. У метанотрофов гораздо удобнее выделять метанмонооксигеназу в виде микрочастиц (pMMO) размером более 100 нанометров, поскольку эта форма фермента составляет до 80 процентов всех мембранных белков бактерии и легко добывается центрифугированием. Если сравнительно крупные частицы иммобилизовать на пористом материале с помощью сурфактанта, их активность существенно снижается.
Эту проблему удалось решить авторам разработки. Поставив ряд экспериментов с различными составами, они синтезировали фотоотверждаемый гидрогель с оптимальной каталитической активностью. В его состав вошли связанная с клеточными мембранами pMMO бактерии Methylococcus capsulatus и полиэтиленгликоля диакрилат (ПЭГДА). Дальнейшие опыты показали, что этот полимерный материал сохраняет стабильность при повторном использовании и, следовательно, может применяться в проточных химических реакторах.
Поскольку в ходе реакции метан представляет собой газ, а метанол — жидкость, биокатализатор должен располагаться между ними в виде мембраны, однако гидрогель плохо подходит для ее изготовления. Чтобы придать материалу необходимые механические свойства, исследователи напечатали ему на 3D-принтере силиконовый каркас в виде трехмерной 250-микрометровой решетки с 50-процентной пористостью. Такой гибридный материал в экспериментальных условиях обеспечил стабильную работу реактора и помог определить оптимальные характеристики решетки.
Уточнив эти параметры, ученые остановились на двух итоговых конфигурациях каталитического полимера: в виде пластины с вертикальными каналами и в виде полых цилиндров различного диаметра и толщины. Благодаря тому, что материал полимеризуется под действием света, разработчики воспользовались для их создания проекционной микростереолитографией. Она позволяет быстро создавать сложные микроструктуры, послойно отверждая их световыми шаблонами нужной конфигурации.
Выбор конкретной конфигурации в каждом случае будет зависеть от конструкции и размеров реактора. Разработчики отмечают, что использование 3D-печати из полимеров с ферментами позволяет гибко конфигурировать их для выполнения широкого круга задач.
Олег Лищук
EHang скоро станет первой компанией, которая получит сертификат типа на аэротакси
Китайская компания EHang объявила, что аэротакси EH216-S прошло все необходимые испытания и готовится к получению сертификата типа от Администрации гражданской авиации Китая в ближайшее время. Когда это произойдет, компания EHang станет первой в мире, получившей сертификат типа на электрическое аэротакси, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Под аэротакси сегодня понимают полностью электрические или гибридные летательные аппараты с вертикальным взлетом и посадкой, способные перевозить несколько пассажиров на небольшие дистанции. Ожидается, что уже в недалеком будущем сервисы аэротакси станут важной частью городских транспортных сетей, что позволит снизить нагрузку на существующий общественный транспорт и уменьшит пробки на дорогах. Многие из разрабатываемых сегодня прототипов аэротакси находятся на завершающих стадиях летных испытаний, а создающие их компании соревнуются за первенство прохождения сертификации, которая откроет им дорогу к полноценному серийному производству и выходу на рынок. Китайская компания EHang объявила о завершении летных испытаний своего двухместного беспилотного аэротакси EH216-S в рамках программы сертификации, которая длилась 30 месяцев с января 2021 года. Компания ожидает получения сертификата типа, подтверждающего соответствие конструкции летательного аппарата стандартам безопасности, от Администрации гражданской авиации Китая в самое ближайшее время. Кроме того, китайским регулятором была одобрена к использованию облачная система, разработанная компанией для управления парком беспилотных воздушных такси. Разработка модели аэротакси EH216-S ведется с 2018 года. Это двухместный полностью электрический летательный аппарат, выполненный по схеме мультикоптера с 16 винтами, установленными парами на восьми лучах рамы. Аппарат способен перевозить до 220 килограммов груза на расстояние до 30 километров с максимальной скоростью 130 километров в час. Модель полностью автоматическая и в кабине, рассчитанной на двух пассажиров, отсутствуют органы управления (за исключением сенсорного экрана, через который происходит взаимодействие пассажиров с аппаратом, например, выбор маршрута). Тем не менее в целях безопасности аэротакси может управляться дистанционно оператором компании. За прошедшие несколько лет предсерийные прототипы EH216 уже налетали около 10000 часов, выполняя небольшие экскурсионные полеты в туристических местах. Также 17 августа в докладе о финансовых отчетах за второй квартал EHang подтвердила, что начала предварительные поставки аэротакси в Китае. Например, как минимум 16 двухместных аэротакси уже были поставлены заказчикам в первой половине 2023 года. Китайский регулятор разрешил использовать эти транспортные средства в некоторых определенных местах для тестирования, обучения и демонстрационных полетов. https://www.youtube.com/watch?v=xHPTtXIVxj4 За пределами Китая одним из наиболее близких к получению сертификата типа стал прототип аэротакси от компании Joby Aviation. Недавно Федеральное управление гражданской авиации США разрешило начать летные испытания серийного прототипа этого аэротакси. Если все пройдет успешно, то компания планирует пройти сертификацию и начать поставки заказчикам в 2025 году.