Коричневый карлик вспыхнул ярче Солнца

Ученые обнаружили коричневого карлика, который может излучать вспышки по своей мощности превосходящие вспышки Солнца. Работа была представлена на ежегодной встрече Американского астрономического общества в Сан-Диего, кратко о ней рассказывает пресс-релиз на сайте Делавэрского университета.

Коричневые карлики — это субзвездные объекты с довольно малыми массами (от 0,012 до 0,0767 массы Солнца) в которых, как и в звездах, идут реакции термоядерного синтеза легких элементов (дейтерия, лития, бериллия и бора), однако их температуры не хватает для того, чтобы запустить реакцию превращения водорода в гелий, которая обеспечивает длительное свечение обычных звезд. Температура поверхности коричневых карликов чаще всего не превышает двух тысяч кельвинов, поэтому они имеют темно-красный цвет — отсюда и пошло их название.

Астрофизики наблюдали за коричневым карликом 2MASS0335+23 с помощью телескопа «Кеплер» в течение трех месяцев. Этот объект входит в движущуюся группу звезд Беты Живописца и находится от нас на расстоянии около 63 световых лет. Температура коричневого карлика достигает 2700 кельвинов, а возраст всего 23 миллионов лет.

Исследователи искали всплески в яркости и заметили, что яркость субзвездного объекта возрастала на период от двух до четырех минут несколько раз за три месяца.

«У него [коричневого карлика] много вспышек, которые такие же горячие или даже горячее вспышек полностью сформировавшихся звезд. Это показывает, что более теплые коричневые карлики могут генерировать вспышки с помощью энергии магнитного поля, совсем как звезды. Однако более холодные карлики не могут излучать вспышки, несмотря на то, что у них тоже есть магнитные поля», — комментирует автор работы.

«Эти вспышки очень мощные — мощнее солнечных. Они показывают, что Солнце могло делать, когда оно было моложе», — замечает один из исследователей. Природу данных вспышек ученые пока объяснить не могут, однако они надеются, что, изучая такие необычные объекты, как коричневые карлики, удастся лучше изучить развитие обычных звезд.