Астрономы создали трехмерную модель туманности из созвездия Кормы

Бразильские астрономы из Института астрономии, геофизики и наук об атмосфере создали трехмерную модель планетарной туманности NGC 2440. Препринт статьи, которая будет опубликована в журнале Revista Mexicana de Astronomía y Astrofísica, доступен на сайте ArXiv.

Планетарная туманность NGC 2440 находится в созвездии Кормы на расстоянии (как предполагалось ранее) около 4 тысяч световых лет от Солнца. Ее центральная звезда, HD62166, —  один из самых горячих белых карликов, известных ученым. Его температура достигает почти 200 тысяч кельвинов, а светимость превосходит светимость Солнца в 1100 раз.

В своей работе астрономы изучали центральную часть туманности, так как она имеет довольно сложную и неоднородную структуру. Для того, чтобы создать модель, которая бы корректно отображала внутреннюю структуру NGC 2440, исследователи использовали спектры высокого разрешения и диаграммы пространственного распределения скоростей (на таких диаграммах ученые смотрят на поле скоростей и наблюдаемую форму туманности). Снимки с высоким угловым разрешением, также необходимые для создания модели, были получены с помощью камеры Wide Field Planetary Camera, установленной на телескопе Hubble.

Ученые построили 3D-модель туманности, которая позволила изучить особенности ее строения и кинематические характеристики. Согласно новой модели, NGC 2440 — это многополярная туманность с по меньшей мере двумя биполярными компонентами. Положение этих компонентов указывает на наличие тороидальной структуры, окружающей центр планетарной туманности. Кроме того, исследователи обнаружили, что это тороидальное образование достаточно сильно взаимодействует с окружающей его средой.

Кроме того, астрономам удалось уточнить удаленность туманности. Согласно их расчетам, туманность находится на расстоянии 5900 световых лет от Земли, хотя раньше считалось, что NGC 2440 удалена от нас на 4 тысячи световых лет.