Устрашающие картинки на сигаретных пачках обогнали надписи по эффективности

Реклама сигарет Lucky Strike

Public Domain

Клинические испытания, проведенные учеными из США показали, что картинки о вреде курения, размещаемые на пачках сигарет, способствуют увеличению количества попыток бросить курить. Работа опубликована в журнале JAMA International Medicine.

В эксперименте авторов, который длился четыре недели, приняли участие почти две тысячи человек, чей средний возраст составлял около 40 лет. Все добровольцы раз в неделю приходили в лабораторию ученых с собственным восьмидневным запасом сигарет, и исследователи наклеивали на принесенные ими пачки либо текстовые предупреждения о вреде курения, либо фотографии. Кроме того, во время каждого визита участники эксперимента заполняли опросники, включавшие в себя вопрос «Пытались ли вы в течение прошлой недели не курить дольше одного дня, потому что хотели бросить?». Если доброволец отвечал да, то они засчитывали это как попытку бросить курить.

В результате, исследователи обнаружили, что изображения оказывали большее влияние на попытки бросить курить по сравнению с текстами. Так, бросить курить попробовало 40 процентов участников из группы с картинками на пачках и 34 процента из группы с текстами (доверительный интервал 95 процентов, OR = 1,29). Кроме того, 5,7 процентов курильщиков, получавших предупреждение о вреде в виде картинок, смогли перестать курить как минимум на неделю к концу эксперимента, в то время как среди тех, кто получал такое предупреждение в виде текста, этот процент составил 3,8 (доверительный интервал 95 процентов, OR = 1,53).

Исследователи также говорят о том, что группа, которой на пачку приклеивались картинки, сообщала о более сильном намерении бросить курить и о негативных эмоциональных реакциях на курение, а также чаще думала о вреде курения и вела беседы об этом ( p < 0,001).

Тем не менее, авторы работы ничего не могут сказать на данный момент о долгосрочных эффектах воздействии изображений на пачках сигарет, а также они отмечают, что так как добровольцы подавали заявку на участие в исследовании самостоятельно, они могли быть более заинтересованы в том, чтобы бросить курить, по сравнению со среднестатистическим населением.

Подобные исследования уже проводились ранее. Например, в прошлом году группа американских исследователей проводила эксперимент по абсолютно такой же схеме, однако с меньшим количеством человек. В результате ученые заметили, что картинки вызывают у курильщиков более сильные отрицательные переживания, а также являются наиболее запоминающимся и вызывающим доверие способом донести информацию о пагубных последствиях курения. Однако в прошлом эксперименте картинки не повлияли на поведение людей — никто не бросил курить, а количество потребляемых сигарет в целом немного выросло.

В США в 2009 году было законодательно разрешено использование на сигаретных пачках картинок, предупреждающих о вреде курения. Однако позже в федеральном апелляционном суде табачные компании успешно оспорили это решение. Использование предупреждающих картинок было признано неконституционным, так как они «беззастенчиво пытаются вызвать эмоции и запугать потребителей, принудив их к прекращению курения».

Кристина Уласович

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.