Рождение протея сняли на видео

Словенским ученым удалось снять на видео, как вылупляются из икринок личинки европейского протея (Proteus anguinus), сообщает пресс-служба пещер Постойнска-яма, где произошло событие.

30 января 2016 года сотрудник обнаружили в одном из аквариумов пещеры — места естественного обитания протеев — беременную самку, откладывающую икру. Из аквариума сразу удалили остальных протеев, могущих причинить ущерб потомству, начали наблюдение за кладкой с помощью инфракрасных камер. За 21 день самка отложила 52 икринки. Часть из них оказались неоплодотворенными, но в остальных 23 наблюдались признаки развития.

30 мая, через 124 дня после первой кладки, из икры вылупилась первая личинка. 1 июня за ней последовала вторая. Исследователи ожидают рождение новых протеев в ближайшее время. Они отмечают, что в природных условиях из примерно 500 икринок развиваются всего две взрослых особи.

Европейский протей — редкий представитель хвостатых земноводных, предположительно представляющий собой неотеническую личинку древней саламандры (неотения — это жизнь и размножение организма, не выходя из личиночной стадии; свойственна, например, другим хвостатым земноводным — аксолотлям). Обитает только в подводных реках и карстовых пещерах восточного адриатического побережья, в практически полной темноте. Живет до 100 лет, размножается раз в 5–10 лет и может до 10 лет обходиться без пищи. С 1982 года признан видом, которому грозит вымирание.

В периоды сильных дождей протеев иногда выносит на поверхность, после чего большинство из них быстро погибает. Из-за необычного внешнего вида в местном фольклоре они получили название «дети драконов».

Постойнска-яма — система карстовых пещер длиной более 20 километров (самая протяженная система пещер в Словении) недалеко от города Постойна. Геологический памятник и одно из немногих мест естественного обитания европейского протея.

Шнобелевскую премию присудили за исследование жидкой природы котов и пользы диджериду при храпе