Ученые обнаружили, что у подростков при взгляде на число лайков к фото активируются те же области мозга, что и при поедании шоколада или выигрыше денег. Работа авторов опубликована в журнале Psychological Science.
В исследовании приняли участие 32 подростка в возрасте от 13 до 18 лет, которым дали приложение для обмена фотографиями в социальных сетях, чем-то напоминающее Instagram. В течение 12 минут психологи на компьютерном экране показали им 148 различных фотографий, куда вошли 40 фотографий непосредственно загруженных подростками. Под каждой фотографией отображалось число лайков, которое подростку предположительно поставили его сверстники, — однако в реальности лайки ставили сами исследователи. Во время просмотра фотографий ученые следили за активностью мозга подростков с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ).
«Когда тинейджеры видели свои собственные фотографии с большим числом лайков, мы замечали активность в различных областях мозга», — говорит ведущий автор исследования Лорен Шерман (Lauren Sherman).
Наибольшая активность наблюдалась учеными в прилежащем ядре, которое находится в вентральной части полосатого тела. Оно является частью мезомбилитического пути, участвующего в системе вознаграждений, формировании удовольствия, зависимости, агрессии, смеха, страха и эффекта плацебо. Прилежащее ядро, по словам ученых, особенно чувствительно во время подросткового периода.
Психологи также отмечают, что они специально показывали подросткам фотографии, которые носили разный характер: там были как «нейтральные» снимки еды и друзей, так и «провокационные» фото, где были изображены сигареты, алкоголь и подростки в провокационной одежде. Когда подростки смотрели на вторую группу фотографий, в дорсальной передней поясной коре и в префронтальной коре, ассоциируемых с когнитивным контролем и управлением импульсивностью, активность была ниже по сравнению с тем, когда они смотрели на нейтральные фото.
Кроме того, психологи заметили, что при решении, поставить ли лайк фотографии или нет, на подростков сильно влияло количество уже поставленных лайков.
«Мы показали одну и ту же фотографию с маленьким и большим количеством лайков разным подросткам. Когда они видели фото с большим количеством лайков, они сами значительно чаще лайкали его. Подростки по-разному реагируют на информацию, когда они считают, что она одобрена большим или малым числом их сверстников, даже если эти сверстники им не знакомы», — комментирует автор исследования.
Ученые подчеркивают, что их исследование показывает силу влияния сверстников на подростка, даже если это влияние осуществляется через сеть. В будущем ученые планируют посмотреть, как индивидуальные отличия в реакции мозга связаны с поведением, а именно смогут ли отдельные нейронные реакции предсказать степень конформизма в поведении подростков.
Кристина Уласович
Определение субъективной ценности продукта питания происходит с участием орбитофронтальной коры, причем суждение о ценности выносится на основании оценки отдельных его свойств. Это подтвердила американо-японская команда ученых, которая также установила, что на субъективную ценность еды влияет содержание в ней макронутриентов и витаминов. Результаты опубликованы в журнале Nature Neuroscience.