Астрономы случайно нашли одно из самых симметричных колец Эйнштейна

IAC J010127-334319 или «Канарское кольцо Эйнштейна»

DECam camera on the Blanco 4m telescope at the Cerro Tololo Observatory in Chile

Международная группа астрономов сообщила об открытии одного из самых симметричных колец Эйнштейна — феномена, связанного с гравитационным линзированием. По словам ученых, угловое расстояние между галактиками, формирующими кольцо, не превышает 0,2 секунды дуги. В честь телескопа, на котором было подтверждено открытие, объект получил название «Канарское кольцо Эйнштейна». Исследование опубликовано в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, кратко о нем сообщает пресс-релиз Канарского института астрофизики (IAC).

Как утверждают астрономы, кольцо случайно обнаружила Маргерита Беттинелли, аспирантка IAC. Беттинелли изучала данные, полученные прибором Dark Energy Camera (установлен на 4-метровом телескопе обсерватории Серро Тололо), когда обнаружила характерное пятно на снимках. Вскоре после этого открытие кольца Эйнштейна было подтверждено с помощью 10-метрового Gran Telescopio Canarias.

Объект представляет собой почти полное кольцо (300 градусов дуги), диаметром 4,5 угловых секунды, что чуть больше видимого диаметра Урана и в 400 раз меньше видимого диаметра Луны. Ученые проанализировали красное смещение в спектрах галактики-источника (которая и превратилась в кольцо) и галактики-линзы. Оказалось, что оно отличается ровно в два раза. Согласно пресс-релизу, расстояние до галактики-источника составляет около 10 миллиардов световых лет, а расстояние до галактики-линзы — 6 миллиардов световых лет.

Галактики отличаются по типу своего звездного населения. Так, дальняя галактика-источник, сравнительно молодая, в ней еще идет процесс формирования звезд. Галактика-линза в свою очередь населена в основном старыми звездами и звездообразование в ней почти остановилось.

Существование колец Эйнштейна — одно из следствий Общей теории относительности. Явление наблюдается в тех случаях, когда две галактики оказываются на одной линии для стороннего наблюдателя: свет от галактики-источника, распространяющийся во все стороны, оказывается «преломлен» гравитацией галактики-линзы. Первый подобный объект был обнаружен в 1988 году, сейчас же количество частичных колец Эйнштейна составляет десятки. Вместе с тем, многие из них не симметричны, поэтому открытие «идеальных» колец — редкость.