Морфин продлил хроническую боль у крыс

Международная группа ученых обнаружила, что применение морфина значительно продлевает хроническую нейропатическую боль у крыс. Выводы исследователей опубликованы в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Научный коллектив из США, Австралии и Китая под руководством Университета Колорадо в Боулдере провел эксперимент на крысах с нейропатической болью, вызванной швами, наложенными на седалищный нерв. Через 10 дней после операции части крыс назначили пятидневный курс морфина в терапевтической дозе, а остальным вводили изотонический солевой раствор в качестве плацебо.

Оказалось, что животные из контрольной группы начали выздоравливать (слабее реагировать на прикосновение к больной лапе) примерно через четыре недели после операции, а у получавших морфин этот процесс занял вдвое больше времени.

Использовав фармакологические и генетические методы исследования, ученые выяснили, что совместные эффекты повреждения нерва и морфина активируют ранее неизвестный сигнальный путь в микроглии задних рогов спинного мозга, передающих осязательные ощущения. В частности, морфин возбуждает толл-подобные рецепторы 4 типа (TLR4), которые повышают экспрессию Nod-подобного рецепторного белка 3 типа (NLRP3) и содержащих его инфламмосом. Эти инфламмосомы обеспечивают протеолитическую активацию мощного воспалительного медиатора интерлейкина 1 бета и, как следствие, вызывают воспаление и боль. Блокирование компонентов этого сигнального пути эффективно предотвращало продление болевых ощущений после введения опиоида.

Исследователи отмечают, что полученные результаты подтверждают гипотезу «двойного удара» при активации микроглии: реакция на повреждение нерва («первый удар») резко усиливается после введения морфина («второй удар»), что усиливает и продлевает нейропатическую боль. По их мнению, этот механизм с высокой вероятностью задействуется и при других разновидностях хронической боли.

Это, в свою очередь, может послужить основанием для пересмотра рекомендаций по использованию опиоидов при хронических болях или для разработки препаратов, блокирующих активацию микроглии. Однако сначала предстоит изучить работу схожего механизма у людей, а также выяснить, запускают ли его опиоиды, отличные от морфина.