Немецкие ученые ежедневно в течение месяца выполняли фМРТ пациентке с мигренью и обнаружили, что перед приступом и во время него активируются связи гипоталамуса с ядрами тройничного нерва и участком моста мозга, известным как «генератор мигрени». Отчет о работе опубликован в журнале Brain.
Сотрудники Гамбургского университета пригласили для участия в эксперименте женщину с регулярными приступами мигрени без ауры (наиболее распространенная форма заболевания). В остальном пациентка была полностью здорова. В течение 31 дня ей ежедневно утром выполняли фМРТ, во время которой проводили стандартизованную болевую стимуляцию тройничного нерва введением в ноздрю аммиака. Также использовали обонятельную (запах розы) и визуальную (вращающаяся шахматная доска) стимуляцию. Участницу просили оценить интенсивность и неприятность каждого стимула по визуальной цифровой шкале (от 0 до 100 и от −50 до +50 соответственно).
За время эксперимента у пациентки произошло три приступа мигрени продолжительностью от одного до двух дней каждый. Во время приступов значительно возрастала субъективная интенсивность болевых и визуальных стимулов, а также неприятность всех использованных раздражителей.
Данные фМРТ показали, что в течение суток перед приступом наблюдается односторонняя активация гипоталамуса и двусторонняя активация участков зрительной коры. При этом доминировала функциональная связь гипоталамуса со спинномозговыми ядрами тройничного нерва. Во время приступа существенно повышалась активность рострального дорсального отдела моста (названного ранее «генератором мигрени»), и на первый план выходила связь с ним гипоталамуса. Активность зрительной коры снижалась, однако после приступа значительно повышалась в ответ на болевые стимулы.
Таким образом, приступ мигрени оказался связан с динамическими изменениями функциональных связей гипоталамуса с разными болевыми ядрами мозга, пишут исследователи. Кроме того, была впервые обнаружена активация этой мозговой структуры в течение суток перед развитием приступа.
Олег Лищук
В чем заключаются особенности азиатского подхода к науке
Концепция «азиатской» науки как обособленного знания появилась благодаря Карлу Марксу и Эдварду Саиду. Первый изобрел азиатский способ производства, а второй написал книгу «Ориентализм», где создал мистический и загадочный флер вокруг восточных обществ. В глазах европейцев Восток предстал едва ли объяснимым с помощью классических моделей западной науки, а азиатский способ получения знания — связанным с мистикой. Сегодня эти представления лишь укрепились благодаря деколониальному повороту, который подталкивает читателя к восприятию азиатской науки как «странной», «таинственной» и даже «мистической». В этом материале N + 1 рассказывает, как синтез технологий, культурных традиций и идеологий порождает отличающуюся от западной, но все-таки вполне понятную картину науки на Востоке.