Реконструкторы снизили логистическую стоимость Стоунхенджа

Археологи из Юниверсити колледжа Глобального университета Лондона провели эксперимент и выяснили, что для возведения Стоунхенджа нужно было гораздо меньше людей, чем считали ученые. За экспериментом наблюдала The Telegraph.

В конце 2015 года было опубликовано исследование, согласно которому каменоломни, где древние люди вырубали камни для строительства Стоунхенджа, находились в Пресели хиллз в Уэльсе. Это место находится в 140 милях (225 километрах) от Стоунхенджа.

Вчера студенты и сотрудники колледжа в рамках университетского фестиваля культуры провели на Гордон сквер эксперимент «Строительство Стоунхенджа». Исследователи сконструировали деревянные санки, которые использовались в древности для перевозки тяжестей. «Мы знаем, что до-индустриальные общества, такие как

в Индии, до сих пор используют такие санки, чтобы возводить огромные каменные монументы. И похожие Y-образные санки, которые датируются 2000 лет до нашей эры, были найдены в Японии. Они, как мы знаем, использовались для перевозки мегалитов», — объясняет один из организаторов эксперимента, Барни Харрис.

Санки, сделанные из платана, поставили на самодельные деревянные «шпалы», привязали к ним веревки и закрепили на них каменную глыбу весом в одну тонну. Затем десять добровольцев повезли санки по шпалам.

Оказалось, что 10 человек перевозят глыбу на три метра за пять секунд, то есть скорость перевозки получается больше, чем миля (1,6 километра) в час. «Мы предполагали, что для того, чтобы передвинуть камень, понадобится как минимум 15 человек», говорит Харрис, «так что было интересно обнаружить, что для этого нужно всего лишь 10 человек».

Глыбы из каменоломни в Пресели Хиллз весили примерно вдвое больше, чем камень, взятый для эксперимента, но один такой камень могли перевозить 20 человек. Во время неолита в регионе обитало несколько тысяч человек, поэтому отсутствие нескольких десятков людей не вызывало особых сложностей.

«Мы проводили эксперимент на равнине, а когда камни перевозили из Пресели хиллз, то их приходилось везти по крутым склонам. Но подобная система хорошо работает и на пересеченной местности».

Стоунхендж — мегалитический монумент, расположенный на юго-западе Великобритании. По оценкам археологов он был построен между 5000 и 4000 лет назад. Камни, предположительно привезенные из Пресели Хиллз, по одной версии датируются периодом 4400 — 4200 лет назад, по другой — их возраст около 5000 лет.

Элементный состав Земли определило столкновение двух астероидов