Транспортный вертолет Ка-226Т станет первой российской машиной такого класса, оснащенной авариестойкой топливной системой, сообщает РИА Новости со ссылкой на источник в холдинге «Технодинамика», который занимается ее разработкой. Работы по проекту планируется завершить до конца 2016 года.
«Технодинамика» была выбрана разработчиком новой топливной системы для Ка-226Т по итогам открытого конкурса на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. По условиям соглашения, до конца года холдингу необходимо завершить исследования материалов, собрать и испытать опытные образцы топливной системы и провести ее квалификационные испытания.
Основные работы по созданию авариестойкой топливной системы для вертолетов завершились в середине ноября прошлого года. Во время испытаний баки и различные элементы топливной системы проверялись на устойчивость к ударным нагрузкам. В частности, макет топливного бака массой около 500 килограммов с сигнальной жидкостью сбрасывали с высоты 15 метров. При этом жидкость из упавшего бака не вытекала.
Авариестойкая топливная система предназначена для уменьшения протечек топлива после жесткой посадки вертолетной техники. В перспективе ей будут комплектоваться все российские гражданские и военные вертолеты. В настоящее время для гражданских вертолетов российского производства закупаются авариестойкие системы у Франции.
Новые баки спроектированы таким образом, чтобы сохранять свою целостность после удара. Места для возможных разрывов предусмотрены конструкцией, причем даже в случае разрыва герметичность баков сохраняется. Это означает, что при падении или жесткой посадке вертолета не будет происходить возгорания топлива, одной из основных причин гибели летчиков и пассажиров аварийных машин.
Ранее директор Центра проектирования авиационных систем холдинга «Авиационное оборудование» (ныне «Технодинамика») Виктор Николенко рассказывал, что в России ведется разработка авариестойких топливных систем по двум направлениям. Первое предусматривает создание гибких резиновых многослойных баков с топливной системой, трубопроводы которой имеют множество клапанов, предотвращающих протечки.
Кроме того, ведется разработка системы нейтрального газа. Она осуществляет мембранное разделение газа на фракции с помощью диффузии. По мере полета и опустевания баков место топлива занимает газовая смесь с пониженным содержанием кислорода. В случае аварии топливо в такой газовой смеси не загорается.
Неисправность одного из винтов привела к поломке несущей конструкции пилона
Британский разработчик аэротакси Vertical Aerospace объявил о завершении предварительного расследования аварии прототипа VX4, которая произошла 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытания, имитировавшего отказ одного из двигателей. Согласно опубликованной на сайте информации, причиной падения прототипа стала неисправность одного из воздушных винтов, спровоцировавшая поломку несущей конструкции пилона, на котором размещаются двигатели. Проект электрического аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace был впервые представлен в 2020 году. Это конвертоплан с фюзеляжем длиной 11 метров, 15-метровым прямым крылом и V-образным хвостовым оперением. На крыле на четырех пилонах расположены восемь электромоторов с воздушными винтами. При этом четыре из них, расположенные перед передней кромкой крыла, имеют поворотный механизм и могут разворачиваться на 90 градусов при переходе от режима висения к горизонтальному полету. Другие четыре винта закреплены неподвижно на тех же пилонах, но позади крыла. Кабина VX4 рассчитана на перевозку четырех пассажиров и одного пилота. Первый полет летательного аппарата, проходивший в режиме висения на небольшой высоте со страховочными тросами, произошел в сентябре 2022 года. После серии аналогичных испытаний в июле 2023 года VX4 совершил первый свободный полет, в котором дистанционно-управляемый летательный аппарат разогнался до скорости 70 километров в час. Однако 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытаний, в которых изучалось поведение аэротакси в случае отказа одного из двигателей, прототип совершил жесткую посадку и частично разрушился. . Компания начала расследование и 31 августа сообщила о первых результатах: причиной падения стала неисправность одного из передних воздушных винтов. Он отсоединился от крепления после запланированного отключения другого двигателя во время испытаний. Возникшие из-за этого несбалансированные нагрузки привели разрушению несущей конструкции моторного пилона. После чего воздушное судно перешло к устойчивому снижению, прежде чем получило повреждения при столкновении с землей. Компания сообщает, что уже переработала конструкцию проблемного пропеллера, и устранила существовавшую в его ранней модификации проблему. Новый пропеллер будет использоваться в следующей фазе испытаний. Также Vertical Aerospace отмечает, что ключевые показатели остальных электросистем, включая батареи, во время и после инцидента оставались в допустимых пределах, продемонстрировав свою надежность. Более подробная информация будет опубликована, когда Отдел расследования воздушных происшествий Великобритании завершит разбирательство. Теперь Vertical Aerospace будет ожидать завершения строительства второго и третьего прототипов, в конструкцию которых внесено множество улучшений. Ожидается, что они будут готовы уже в 2024 году. Поврежденный VX4 будет использоваться в дальнейшем только для наземных тестов. При этом авария не должна сказаться на запланированных сроках сертификации. Они остаются прежними — компания планирует пройти ее в 2026 году. Множество компаний, разрабатывающих прототипы аэротакси, уже находятся на завершающих стадиях испытаний. Например, недавно китайская компания EHang объявила об окончании всех сертификационных тестов своей модели полностью автоматического двухместного аэротакси EH216-S. В ближайшее время компания станет первой в мире получившей сертификат типа на воздушное судно такого класса.