Астрономы нашли скопление преждевременно умирающих звезд

Астрономы из Австралии и Германии обнаружили в шаровом звездном скоплении M4 необычную группу звезд, пропускающих в своем эволюционном цикле стадию красного гиганта и превращающихся в белых карликов на миллионы лет раньше предполагаемого срока. Такой переход не описан в современной теории звездной эволюции и может потребовать пересмотра различных количественных оценок, основанных на эволюции подобных звезд. Исследование опубликовано в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society (препринт), кратко о нем сообщает пресс-релиз Университета Монаша.

Авторы собрали спектры свыше ста звезд-гигантов, входящих в состав M4. Среди выборки были представители двух областей диаграммы Герцшпрунга—Рассела: асимптотической ветви гигантов и ветви красных гигантов. Авторы подчеркивают, что первая группа звезд в M4 была проанализирована в работе впервые. Для анализа использовался спектрограф HERMES, установленный на 3,9-метровом Англо-Австралийском Телескопе.

Ученые обнаружили, что представителей асимптотической ветви гигантов гораздо меньше, чем того можно было бы ожидать в согласии с современными эволюционными теориями. Исследуя химический состав звезд, астрономы сделали вывод, что это связано с необычным поведением светил, в составе которых присутствует большое количество натрия, но мало кислорода. По словам авторов, почти все эти звезды состариваются гораздо раньше, минуя стадию красных гигантов.

«В наших ранних исследованиях мы уже замечали, что звезды, богатые натрием, могут быстро состариваться. Но, несмотря на это, мы не ожидали, что это явление может происходить в таких масштабах в "обыкновенном" звездном скоплении» отмечает доктор Кэмпбелл, cоавтор работы. Аналогичные эффекты астрономы видели ранее на примере шарового скопления NGC 6752.

По словам астрономов, подобное явление может объяснить избыток ультрафиолетового излучения, наблюдающийся у некоторых эллиптических галактик. За него могут быть ответственны горячие поверхности звезд - несостоявшихся красных гигантов. Ученые надеются, что находка даст какие-либо подсказки к механизмам возникновения шаровых скоплений.

Ведро Ньютона, принцип Маха и существование пространства-времени