Астрономы определили возраст древней поэмы по звездам

Астрономы из университета Техаса в Арлингтоне датировали время написания «Полуночной поэмы» древнегреческой поэтессы Сапфо. Результаты исследования опубликованы в Journal of Astronomical History and Heritage, кратко о них сообщается в пресс-релизе университета.

В «Полуночной поэме» Сапфо упоминает заход Луны и звездного скопления Плеяд:

Луна и Плеяды скрылись,
Давно наступила полночь...
(перевод В. Вересаева)

Плеяды, группа звезд в созвездии Тельца, хорошо видны из северного и населенных областей южного полушария. Плеяды были известны с глубокой древности, первое известное изображение этого звездного скопления было найдено во французской пещере Ласко, оно было сделано примерно в XVIII–XV тысячелетиях до нашей эры. Плеяды упоминаются древнегреческим поэтом Гомером и в Библии. В течение тысячелетий они ассоциировались в северном полушарии с зимним сезоном.

Плеяды — рассеянное звездное скопление, то есть это звезды примерно одного возраста, образованные из гигантского молекулярного облака. Для астрофизиков Плеяды интересны тем, что состоят из множества горячих, ярких и молодых звезд, по которым удобно изучать ранние стадии звездной эволюции.

Авторы статьи исходили из предположения, что Сапфо наблюдала скопление Плеяд из своего родного города Митилены на острове Лесбос, где она прожила большую часть жизни. Известно, что поэтесса умерла около 570 года до нашей эры, поэтому исследователи взяли этот год в качестве референтного. Так как они не смогли выяснить, как на Лесбосе этого времени определяли время, авторы предположили, что для этого служила клепсидра, водяные часы, которые использовались в древней Греции. Целью ученых было определить, во-первых, самую раннюю дату, когда Плеяды заходили в полночь или раньше; во-вторых — самую позднюю дату, когда скопление можно было наблюдать. Авторы работы использовали программу Starry Night для определения сезона написания «Полуночной поэмы». Система Digistar 5, которая используется в планетарии университета Техаса, позволила воссоздать ночное небо древней Греции во времена Сапфо.

Ученые определили, что в 570 году до нашей эры Плеяды зашли в полночь 25 января, до этой даты они были видны и после полуночи. В дальнейшем Плеяды заходили все раньше и раньше, а последний раз скопление можно было видеть 6 апреля. То есть «Полуночная поэма» Сапфо была написана поздней зимой или ранней весной.

Сапфо родилась около 630 года до нашей эры на острове Лесбос либо в Митиленах, либо в Эссосе и умерла около 570 года до нашей эры. В древнем мире Сапфо считали одним из величайших поэтов, Платон в одной из приписываемых ему эпиграмм называет ее десятой музой. В александрийской библиотеке произведения Сапфо собрали в девять книг, из которых до нашего времени сохранилось около 170 фрагментов, в том числе одно стихотворение полностью.