Инженеры американской компании Honeywell намерены начать использовать керамические матричные композиты при производстве деталей для вертолетных двигателей, выпускаемых для военных. Как сообщает Flightglobal, в настоящее время специалисты определяют список элементов силовых установок, которые можно будет изготавливать из нового материала.
Детали из керамических матричных композитов получат турбовальные двигатели T55, устанавливаемые на тяжелые транспортные вертолеты CH-47 Chinook, и силовые установки CTS800, при помощи которых летают многоцелевые вертолеты AW159 Wildcat. В частности, из нового материала предполагается изготавливать конусы сопел выпускной системы двигателей.
За счет использования керамических матричных композитов компания рассчитывает снизить массу силовых установок и улучшить некоторые параметры их работы. Из нового материала будут выполняться только неподвижные элементы конструкции силовых установок, не испытывающие значительных нагрузок.
Керамические матричные композиты позволяют расширить некоторые эксплуатационные параметры деталей двигателей, особенно в части температурного режима. Они же позволяют снизить общую массу силовой установки. Сегодня такие материалы используются американской компанией GE Aviation в двигателях GE9X и LEAP-1A.
В середине октября прошлого года GE Aviation совместно с Армией США провела испытания основных агрегатов перспективного газотурбинного двигателя, разработка которого ведется в рамках программы FATE. Испытания прошли компрессор, камера сгорания и турбина, сделанные из керамических матричных композитов.
Благодаря новым материала разработчикам, в частности, удалось уменьшить габариты камеры сгорания за счет отказа от части охлаждающих контуров. В рамках проекта FATE военные рассчитывают получить дешевую экономичную силовую установку, которую можно было устанавливать на разные типы техники. Новые двигатели заменят устаревшие T700, устанавливаемые на вертолеты AH-64 Apache и UH-60 Black Hawk.
По сравнению с современными газотурбинными двигателями новые силовые установки будут потреблять на 35 процентов меньше топлива, а их тяговооруженность будет на 80 процентов больше. Кроме того, стоимость производства таких двигателей будет на 45 процентов меньше.